Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Плюсы и минусы России от расширения власти ИГИЛ в Ираке

© REUTERS / Stringer Парад в Ракке, посвященный провозглашению халифата
Парад в Ракке, посвященный провозглашению халифата
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» почти два месяцы занимается массовыми провокациями в Ираке и пытается путем разжигания противоречий между шиитами и суннитам захватить определенные районы этой страны, чтобы создать свое собственное государство. Чем опасен иракский кризис для России? Чем обернется для Москвы решение принять участие в этом конфликте?

Террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», известная под сокращением ИГИЛ, почти два месяца занимается массовыми провокациями в Ираке и пытается путем разжигания противоречий между шиитами и суннитам захватить определенные районы этой страны, чтобы создать свое собственное государство. Проблема безопасности в Ираке представляет огромную важность для Российской Федерации. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать, чем опасен иракский кризис для России, а также выявить плюсы и минусы от участия кремлевского руководства в деле разрешения данного кризиса.

Когда рухнула Берлинская стена, многие люди, и не без оснований, были уверены в том, что разрушилась не физическая преграда между двумя частями немецкой столицы, а мечта Москвы о мировом величии. Советский Союз распался, на осколках Красной Империи образовалось 15 отдельных государств, и русские в течение некоторого времени могли думать лишь о том, чтобы сохранить свои собственные территории. Яркое проявление этой обеспокоенности — неуверенная поступь пьяного Ельцина по красной дорожке в Вашингтоне. Таким образом, весь мир стал очевидцем шаткости и самой России.

С приходом к власти Владимира Путина ситуация постепенно изменилась. Вероятно, когда Путин на церемонии своего представления в качестве премьер-министра в ельцинском правительстве поклялся вернуть былое величие России, никто не воспринял его всерьез. Однако со временем его относительная серьезность в поддержке сербского правительства, полномасштабная защита Арабской Республики Сирии, а вслед за тем и шокирующий захват Крыма и присоединение его к своей территории доказали, что российский лидер не только остался верен данной клятве, но и шаг за шагом добивается восстановления того, чем владели его предшественники.

Сейчас, по всей видимости, Путин и его соратники заводят на Ближнем Востоке новое дело под названием «Проблема Ирака и ИГИЛ».

Проблема Ирака и ИГИЛ

Только-только премьер-министр Ирака Нури аль-Малики перевел дух после успешного проведения операции по окружению провинции Анбар с городом Фаллуджей, как пришло неожиданное известие о том, что после нападения почти 800 боевиков ИГИЛ при поддержке «пятой колонны» пал второй по величине город Ирака Мосул. Вслед за этим, словно в фантастическом фильме, города Ирака один за другим стали погружаться во тьму и весь мир потрясли новости о сдаче боевикам Тикрита, Талль-Афара и многих других населенных пунктов.

На этот раз Малики потерял терпение. Он хотел как можно скорей решить проблему, поскольку знал, что для получения третьего премьерского срока он просто вынужден расправиться с ИГИЛ. Дело в том, что только таким образом он мог надеяться на получение большинства мест в иракском парламенте и формирование своего правительства, а также то, что другие шиитские партии поддержат его в создании коалиции. Проявив крайнюю поспешность, он обратился к своим союзникам по обеспечению безопасности — американцам. Однако Обама, который еще в ходе предвыборной президентской кампании ясно заявлял, что Соединенные Штаты устали от роли мирового жандарма, не пожелал направлять в Ирак американские войска. Американский президент не стал даже подвергать позиции ИГИЛ бомбардировке — видимо, не желая, чтобы его страна в очередной раз стала жертвой атак фундаменталистов. Отказ в помощи стал настоящим шоком для Малики, который не смог на словах сдержать свой гнев и косвенно назвал Соединенные Штаты «неверным другом».

Однако в это время в другой части света кое-кто в Кремле уже подумывал о том, чтобы оказать помощь правительству Малики. Путин, уже давно размышлявший о том, как его стране вернуть влияние в Ираке, по всей видимости, счел момент весьма подходящим. Улучив возможность, Лавров тут же сообщил о готовности России оказать помощь багдадскому правительству. Вслед за этим Москва доказала серьезность собственных намерений, отправив в Ирак партию истребителей СУ.

Столь оперативная и внушительная помощь была оказана не только из-за личных убеждений Путина и желания русских восстановить свое прошлое влияние, но и ввиду целого ряда других факторов, анализ которых и приводится ниже.

Причины, побуждающие Россию участвовать в решении проблемы ИГИЛ в Ираке

Итак, готовность России работать над решением данной проблемы обусловлена целом рядом различных факторов. Перечислим их по порядку.

1. Сирия

После падения Ливии единственным выходом российского флота к Средиземному морю остался порт в Сирии. Предоставив Москве морскую базу для ее военно-морских сил в порту Тартуса, эта страна стала играть важнейшую роль в военно-транспортной логистике России. Сегодня она является частью долгосрочной стратегии российского противостояния с Западом, обеспечения Москвой собственной безопасности и защиты национальных интересов России.

С другой стороны, из-за нестабильности, образовавшейся в результате гражданской войны, Сирия превратилась центр сосредоточения террористических группировок из самых разных стран. Если сейчас Россия не постарается обуздать эти группировки, то каждая из них, закончив борьбу с дамасским режимом и противостояние друг с другом, может направить жало своего гнева уже на Россию. Более того, российскому правительству хорошо известно о массовом участии чеченцев в террористических группировках, действующих в Сирии, и активности таких деятелей, как Омар Шишани, который занял ключевую роль в руководстве ИГИЛ после Абу Бакра аль-Багдади. Русские обеспокоены тем, что эти боевики вернутся в страну, что приведет к новой череде терактов в Чечне и других регионах юга и юго-запада России.

Кроме того, Сирия стала ареной полномасштабного соперничества на уровне мировых держав — России и Соединенных Штатов. Поэтому для каждой из сторон принципиально важно выйти из сирийского кризиса победителем.

Весь комплекс данных проблем обусловил положение, при котором безопасность Сирии, сохранение существующего в этой стране режима и всех его связей имеют огромную важность для Москвы. Все это неизбежно втягивает ее в иракский кризис. Нестабильность в Ираке, восточном соседе Сирии, оказывает на эту страну, где бушует гражданская война, чрезвычайно негативное влияние. В настоящее время районы Ирака с компактным проживанием суннитского населения стали плацдармом для деятельности террористических группировок. Дальше всех пошло ИГИЛ, которое подчинило эти территории своей власти. Причем боевики занимаются террором не только на подвластных им территориях. Российские эксперты указывают на то, что Ирак может превратиться в оплот сил, враждебных правительству Сирии. Именно это и побуждает российское руководство принять участие в урегулировании «проблемы Ирака и ИГИЛ».

2. Внутренняя безопасность России

В условиях превращения Сирии в место сосредоточения террористических группировок вполне вероятно, что Ирак может ожидать такая же судьба. Ведь нельзя забывать, что группировка ИГИЛ сформировалась именно в Ираке и только потом, предприняв атаку на Сирию, доказала всему миру, что в случае возникновения хотя бы малейших признаков нестабильности в этой стране с легкостью готова начать свое вторжение в нее.

К тому же русским отлично известно, что из-за своей всесторонней поддержки Дамаска и сирийских алавитов они обратили на себя гнев некоторых фундаменталистских группировок. Поэтому в случае, если нынешнее иракское правительство падет под натиском террористов, эти группировки будут использовать Ирак в качестве собственной базы для нападения на Россию, угрожая ее интересам и внутренней безопасности. Кстати, именно с такой ситуацией столкнулся Запад после прихода Талибана к власти в Афганистане.

3. Россия и поиск новой региональной оси

Россия уже лишилась своих традиционных союзников на Ближнем Востоке. Кроме того, политическая конъюнктура в регионе уже не та, что в прошлом, когда политические игроки делились на три спектра: националисты, «Братья-мусульмане» с их сторонниками и монархические правительства, из которых единственными союзниками Советского Союза были националисты и последователи египетского президента Гамаль Абделя Насера. С приходом к власти Анвара Садата Египет однозначно перешел на сторону Запада. После казни Саддама Хусейна в Ираке из всех прежних сторонников у Москвы не осталось никого, кроме Сирии. По этой причине Россия занимается поиском новой союзнической оси. Наладив отношения с Ираном, Россия стремится обзавестись дружескими связями и с его союзниками. В качестве подтверждения данной точки зрения можно указать на усилия российской дипломатии, направленные на развитие контактов с ливанской «Хезболлой».

Россия настойчиво и скрупулезно занималась установлением этих связей, когда неожиданно для нее в Сирии началась настоящая гражданская война со всеми признаками сектантского раскола сирийского общества. Поддержав национальное правительство этой страны, Россия фактически оказалась на стороне алавитов и шиитских ополченцев, которые в составе сирийских правительственных войск вели ожесточенные бои с террористами. Эта ситуация привела к тому, что Россия неожиданно для себя признала шиитское движение своим потенциальным союзником. Свою роль сыграло и то, что это движение известно собственной антизападной и особенно антиамериканской идеологией. Ввиду всего сказанного логично предположить, что поддержка Россией шиитского правительства Малики и иракских шиитов будет содействовать образованию в ближневосточном регионе оси союзных ей государств.

4. Восстановление международного престижа России

Другим фактором, объясняющим вмешательство России в иракский кризис, скорее всего, является стремление восстановить престиж Москвы на международной арене. Хотя русские и смогли, объединившись с Ираном, оказать полномасштабную помощь правительству Башара Асада и сохранить сирийский режим, в психологической и информационной войне, стартовавшей против сирийских властей, они оказались не столь успешными. Конечно, сейчас западное сообщество придерживается дурного мнения о сирийской оппозиции, однако авторитет правительства Сирии все еще остается достаточно низким. То же самое можно сказать и о России, оказавшейся в стане ее защитников. С другой стороны, кризис на Украине и отношение России к событиям в этой стране особенно после крушения пассажирского лайнера, летевшего из Голландии в Малайзию, и подкрепление предположений о том, что к данному инциденту причастны пророссийские силы, нанесли сильный ущерб международному престижу Москвы.

Ввиду этого основательная и молниеносная помощь России иракскому правительству в отражении атак террористов из ИГИЛ, которые убивают пленников, приколачивают к крестам и отрубают головы шиитам и христианам, может содействовать восстановлению пошатнувшегося авторитета России.

5. Возвращение в Ирак

С падением власти Саддама Хусейна Россия лишилась не только друга, но и важнейшего игрока в регионе, ведь армия и вся система безопасности саддамовского режима были построены при активном участии русских советников. К тому же при Саддаме Ирак был для России отличным коридором для прохода в теплые воды Персидского залива. Однако с устранением от власти Саддама и оккупацией страны Соединенными Штатами — главным конкурентом России на международной арене — весь расклад неожиданно изменился и русским пришлось смириться с мыслью об окончательной потере Ирака. Тем не менее с приходом к власти Путина, поклявшегося восстановить былое советское величие своего государства, русские вновь поверили в возможность снова вернуться в Ирак. Сейчас нынешний кризис в этой стране предоставил им подходящие условия для того, чтобы доказать свою преданность иракским шиитами и поддержать их, подготовив тем самым почву для собственного триумфального возвращения в эту страну.

Возможные потери России от участия в урегулировании кризиса ИГИЛ в Ираке

У каждой медали есть две стороны. Точно так же и вмешательство России в Ирак может иметь разные последствия: нельзя сказать, что этот шаг является для нее исключительно благоприятным и выгодным предприятием. Участие в любом кризисе, имеющем религиозную и национальную окраску, связано с определенными рисками. Ирак не является исключением из этого правила, поэтому попытки России занять в нем одну из сторон также будет иметь ряд последствий, некоторые из которых приводятся ниже.

1. Провоцирование фундаменталистских группировок

Россия, которая оказывает полноценную помощь правительству Башара Асада, уже сейчас вызывает в свой адрес сильную злобу и ненависть со стороны суннитских фундаменталистов. Эта страна встала на сторону шиитского правительства и шиитского фронта в Ираке в условиях, когда ИГИЛ при поддержке местных суннитских племен и части суннитских группировок вроде «Армии моджахедов» и членов суфийского братства Накшбандия смогло завоевать часть иракской территории. Таким образом, любая поддержка официального правительства Ирака и особенно поставки ему вооружения, в частности истребителей СУ, для иракской армии однозначно приведет к тому, что группировки суннитских фундаменталистов начнут угрожать интересам России и ее безопасности.

2. Рост антироссийских настроений в арабском мире

В арабских странах все информационное пространство заполняется в основном двумя ведущими телеканалами — саудовским Al Arabiya и катарским Al Jazeera. Несмотря на имеющиеся разногласия между национальными правительствами Саудовской Аравии и Катара, оба телеканала дают почти одинаковую оценку таким темам, как вопрос об отставке Малики и свержение правительства Асада. Тем самым население арабских стран подспудно настраивается против сирийского правительства и кабинета Малики и всех шиитских течений в целом. Что же касается поддержки, оказываемой Россией багдадскому правительству в виде вооружений, которыми она снабжает иракскую армию, то подобные действия могут привести к росту антироссийских настроений в арабском сообществе и ослабить позицию Москвы в арабских монархиях.

3. Начало изматывающего соперничества

В ряде ближневосточных кризисов, например в Сирии, России все-таки удалось в некоторой степени одержать верх над Соединенными Штатами. Вместе с тем не стоит забывать, что в настоящий момент у Москвы нет достаточной инфраструктуры для полноценного соперничества с Западом во главе с США. Поэтому если она предпримет попытки заполучить в Ираке такое же влияние, что и Соединенные Штаты, то сфера фактического и прямого соперничества между Вашингтоном и Москвой уже выйдет за пределы одних только Сирии и Украины и его новой ареной станет Ирак — крупнейший экспортер нефти на Ближнем Востоке после Саудовской Аравии. Данное обстоятельство может привести к началу нового изматывающего соперничества или даже второй холодной войне с Соединенными Штатами, к которой Россия еще не достаточно готова по разным экономическим, политическим и другим причинам.

4. Присоединение других внешних игроков

Еще один риск от подключения России к иракскому кризису, угрожающему как самому правительству этой страны, так и его региональным союзникам, заключается в том, что поддержка, оказываемая Москвой, изменит баланс сил в пользу Багдада. Это, в свою очередь, может заставить некоторые региональные страны, в особенности Турцию и арабские шейхства во главе с Саудовской Аравией, которая считает существование на севере от собственных границ какого-либо шиитского государства угрозой своей безопасности, усилить поддержку иракских мятежников. Принимая во внимание их протяженную границу с Ираком и теми его районами, которые находятся под контролем ИГИЛ, эта поддержка может сильно повлиять на исход данного кризиса.

Эпилог

Очевидно, что присоединение России к урегулированию кризиса в Ираке чревато для нее некоторыми угрозами. Вместе с тем необходимо напомнить, что ввиду своей поддержки сирийского правительства Россия уже столкнулась с их значительной частью, включая и активизацию против нее группировок суннитских фундаменталистов. Правительство Путина сделало свой выбор, обратного пути уже нет.

При этом плюсы от вмешательства в иракский кризис являются как раз тем, что поможет Путину в осуществлении его клятвы о возвращении России ее былого величия. Таким образом он обеспечит восстановление российского влияния на Багдад, улучшит отношения с шиитским течением в качестве своего регионального союзника и, что важнее всего, даст понять другим арабским правителям, что если Соединенные Штаты нарушают подписанное ими соглашение, то Россия остается верной своей прежней политике, хотя и не подписывала никаких соглашений.

О верности этой политике, и раньше приносившей значительные прибыли Кремлю, было заявлено и в ходе последнего визита в Россию президента Египта Абдул-Фаттах ас-Асиси.