Казалось бы, только слепой не видит, что некоторая часть политиков Литвы, особенно те, кого более хваткие коллеги оттерли от дележки государственного пирога и гарантированных доходов, все активнее играют в очень опасные игры. Даже не игры, а игрища. Но литовский политический истеблишмент предпочитает делать вид, что ничего страшного не происходит, что это просто проявление природных факторов, а не очередной случай, когда кто-то испортил воздух в приличном обществе.
Вот, например, на прошлой неделе в одной из ведущих газет Литвы (!) (литовский философ и политик – прим ред.) Ромуальдас Озолас ни с того, ни с сего вдруг озаботился будущим соседней Калининградской области.
Вообще-то, учить соседей жизни – это признак не самого большого ума и воспитания. А уж решать за них их собственную судьбу – это уже не издержки воспитания. Это откровенная ставка на националистические чувства.
Именно это, в первую очередь, приходит в голову, когда узнаешь, что лидеру Партии центра, обретающейся где-то на задворках литовской политики, кажется, что сейчас самое время говорить о «европейском» будущем Калининградской области. Понятное дело, что благородный процесс выхода Караляучюса (почему-то деятели типа Озоласа всякий раз используют это название Калининградской области в своих внутренних спичах, так сказать, «на кухне», а вот поехать в Караляучюс и поговорить там об инвестициях, обзывая соседей, у них как-то уже не получается) из состава России должен идти под чутким руководством Литвы. А точнее, специально подобранных (избранных и проверенных) европарламентариев. Если кто-то сегодня не понял, что в их числе обязательно должен быть Ромуальдас Озолас, то ему это завтра обязательно растолкуют. И не один раз.
Что же конкретно предлагает Р.Озолас мечущемуся в неизвестности Караляучюсу?
«Отказавшись от политической корректности в мюнхенских традициях, Литва могла бы на абсолютно легальном международном языке представлять стремление людей Караляучюса (Калининградской области) стать независимой республикой. В ситуации, когда возможно признание Косово, образование Южной Осетии и Абхазии, когда агенты ходят по Вильнюсу, агитируя подписываться за автономию поляков Виленского края, ориентированную, видимо, на печально известный сценарий присоединения «Центральной Литвы» к Польше, создание Балтийской республики (или названной как-либо иначе), при условии, что за референдумом смогут следить все возможные наблюдатели, это могло бы состояться как совершенно прозрачный и законный акт».
Автор этого политического «ноу-хау» настолько привык к оправданию выгодных для себя аргументов и критике чужих, что даже ни на секунду не задумывается, почему он может присваивать себе право перекраивать чужие территории, а его «коллеги» по переустройству мира, но находящиеся по ту сторону литовской границы, должны помалкивать «в тряпочку».
Им тоже хочется быть избранными, решать чужие судьбы, получая за это приличное вознаграждение. И они не преминут указать, что логичным пересмотром итогов Второй мировой войны для Литвы тогда должно стать возвращение под крыло русских или польских империалистов, в окружении которых, по мнению Р.Озоласа, ныне вынуждена жить Литва, той же Клайпеды или Виленского края. Как такой расклад?
Надо отдельно заметить, что Р.Озолас свою статью-утопию посвящает, в первую очередь, отношениям Литвы и Польши, призывая вылезти из окопов. Но не для того, чтобы строить нормальные для XXI века межгосударственные отношения, а чтобы идти в атаку.
На самом же деле подобные писания «выкапывают» эти самые окопы еще глубже, и жизнь в нашем государстве нередко приобретает уже внутриокопные черты. Некоторым деятелям уже неважно, что творится за бруствером и есть ли вообще этот бруствер еще где-нибудь, помимо их воспаленного сознания?
Правильно воспитанный (изрядная доля национализма при этом очень даже кстати, оказывается) и дисциплинированный электорат обязательно проголосует за «правильных» политиков, - думают, очевидно, Р.Озолас и его единомышленники (например, В.Ландсбергис, недавно заявивший, что Россия объявила Литве психологическую атомную войну). И тогда наступит новый порядок.
Кажется, что-то подобное в недавней истории человечества уже было?