Собеседник «Жаманака» – член-корреспондент Международной академии информатизации, член Российской ассоциация политической науки, главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения», член научного совета московского Центра Карнеги, политолог Андрей Рябов.

- В последние годы наш сосед – Грузия продемонстрировала стремительный прогресс как в экономической области, так и в сфере государственного управления. По вашей оценке, находясь в одном регионе, как удалось Грузии обеспечить экономическое развитие, в то время как Армения все еще топчется на месте?

- Я глубоко убежден, что в постсоветских странах, если вы хотите что-то модернизировать, то есть создать современную экономику, современную систему здравоохранения, систему образования и так далее, - то сначала надо модернизировать государство, то есть полицию, регистрационную службу и так далее, поскольку если в системе государственного управления все останется в таком постсоветском виде, то никакого прогресса не будет: правительство будет принимать программы, за них будут голосовать, но существенных изменений не будет. Грузия провела эту реформу очень хорошо, но что касается дальнейшего развития, то мне кажется, у них возникли проблемы. Насколько я понимаю, они хотели строить сначала сервисную экономику, основанную в основном на туризме, но как видно, это не увенчалось большим успехом. Вообще, экономика, основанная на сервисе, не является идеальной, например, в Греции была самая совершенная сервисная экономика в Европе, но она не спасла их от финансово-экономического кризиса. В аграрной экономике Грузия, также, обладает большими возможностями, но и здесь есть проблемы. В Грузии модернизировали экономику, однако пока неизвестно, что же они будут делать дальше. С образованием они уже столкнулись с проблемами – они сами это признают. Вроде бы никто и не мешает Грузии – вся власть находится в руках президента страны, правительство имеет реальные возможности, но для дальнейших действий не хватает ресурсов. Конечно, очень хорошо, что Грузии предоставили финансовую помощь, потому что они эту помощь использовали очень эффективно: построили качественные дороги, создали нормальную судебную систему, очень хорошую службу государственной регистрации. Но вопрос в том, что они не запустили серьезных механизмов развития экономики, что является главной проблемой.

- А что мешает властям Армении модернизировать страну?

- Теоретически в Армении возможностей для экономического развития больше, поскольку больше был научно-технический потенциал, чем в Грузии. Но, к сожалению, в Армении не проведена та государственная модернизация, которая была осуществлена властями в Грузии. В экономической системе Армении все еще много советских, постсоветских стандартов,  и это порождает и монополизацию, и связь государства с собственностью. И все эти явления являются факторами, затрудняющими модернизацию государства. Более того, Армения, в отличие от Грузии имеет больше проблем, связанных с безопасностью, это связано и с Карабахом, и с Азербайджаном и с неурегулированностью армяно-турецких отношений. Поэтому тема безопасности является политической проблемой номер один. Невозможно проводить модернизацию страны, когда у тебя есть проблема безопасности.

 - Сейчас много говорят о том, что Азербайджан интересуется газопроводом, который из России входит в Армению и проходит через Грузию. Недавно, в ходе своего визита в Армению, премьер-министр Грузии заверил, что они не продадут газопровод. На ваш взгляд, какова вероятность того, что Азербайджан все же купит этот газопровод у Грузии?

- Возможно, Грузия и продала бы этот газопровод, и я не исключаю это обстоятельство - эта позиция вполне понятная и я ее совершенно не осуждаю, поскольку страна хочет добиться баланса, освободиться от экономической зависимости, в том числе и от России. Но мне кажется, что это не такой уж простой вопрос, потому что слишком много интересов переплетено вокруг этого газопровода, и не только интересов России, Азербайджана, Армении и Грузии, но и целого ряда других стран, расположенных и к востоку от региона и к западу от него. Мне кажется, что если этот вопрос будет решен, то это будет сделано в результате очень сложных дипломатических маневров, переговоров, уступок и торговли. Я бы не сказал, что на сегодня эти шансы выглядят стопроцентными. Вопрос открыт и, мне кажется, он будет очень серьезно обсуждаться.

- Россия играет очень большую роль в нашем регионе, и особенно - в Армении, однако совершенно очевидно, что Россия не предприняла за последний период ни одного шага в направлении демократизации Армении. В чем заключается причина, по-вашему, неужели Россия не желает иметь в качестве союзника демократическое государство в лице Армении?

- Здесь есть две причины. Первая - касается внешней политики России в целом, которая заключается в политике статус-кво: работать с теми деятелями, политическими элитами, правительствами, которые есть. И только в последнее время очень осторожно Россия стала проявлять какие-то контакты с оппозицией постсоветских стран. Конечно, причины понятны: Россия считает, что если они будут поддерживать какие-то изменения за пределами страны, то и в самой России должны быть осуществлены эти изменения, а правящая элита России не хочет осуществлять внутренние изменения. Вторая причина уже относится к внутренней политике. Для того, чтобы кому-то что-то предлагать, надо самому быть образцовым примером. Россия, к сожалению, пока только заявляет о собственной модернизации, однако конкретных шагов в этом направлении пока не сделано. У России нет собственного опыта, поэтому она предпочитает, чтобы и в других странах все оставалось так, как есть. Россия – это держава статус-кво.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.