Москва. Россия применяет попеременно то уговоры, то запугивания, пытаясь добиться от компании Renault согласия на участие в поддержке своего самого крупного автопроизводителя, выпускающего  угловатые седаны Лада. Этот завод раньше кое-как сводил концы с концами, но затем на мир обрушился финансовый кризис, и российское предприятие стало постепенно приближаться к банкротству.


Помимо этого,  французская фирма Renault, купившая 25 процентов акций  АвтоВАЗа за 1 миллиард долларов США еще в докризисное время, столкнулась с серьезными проблемами реструктуризации у себя на родине и после этого перенаправила свои амбиции в сторону таких более привлекательных  рынков как Индия и электромобили.


Компания Renault предложила переоборудовать предприятие и заменить приобретенные еще Советским Союзом у компании Fiat модели на разработанные Renault платформы – но только при условии, если русские вложат в это свои деньги. Ранее в этом году компания Renault отозвала с этого предприятия большую часть из 15 своих  сотрудников.


В настоящий момент вероятность возникновения акций протеста на российском предприятии возрастает, и, кроме того, все более реальной становится перспектива потери еще одного известного автомобильного бренда. В связи с этим увеличивается давление на российское правительство, которому принадлежит четверть активов АвтоВАЗа.


В прошлом месяце российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что доля акций Renault в АвтоВАЗе может быть сокращена, если компания вместе российским правительством не предоставит предприятию финансовые средства. Однако первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов не стал угрожать французам и даже заявил месяц назад о том, что они могут увеличить свой пакет акций.
Как заявил на прошлой неделе пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков, господин Путин планирует направиться во Францию для обсуждения сложившейся ситуации. Господин Шувалов сообщил, что правительственная комиссия 20 ноября на своем заседании рассмотрит имеющиеся варианты.


К сожалению для России, ей просто не повезло, так как проблемы российского автопроизводителя обострились как раз в тот момент, когда Renault стала постепенно терять интерес к Восточной Европе.
Директор Исследовательского центра в области автомобильной индустрии (Center for Automotive Industry Research)  Кардиффского университета в Великобритании (Сardiff University) Питер Уэллс (Peter Wells) привел в качестве примера бюджетную модель  Logan, которая производится на заводах Dacia - дочерней фирмы Renault в Румынии. Эта модель неплохо продавалась на западных рынках, где ее начальная цена составляла 5 000 евро или 7 500 долларов США - то есть  это относительно недорогой автомобиль. Однако его продажи в бывших советских республиках не оправдали своих ожиданий.


«Предполагалось, что Logan даст толчок к значительному увеличению количества продаж в Центральной и Восточной Европе, - отметил господин Уэллс. – однако этого не произошло».
От также подчеркнул, что серьезно страдающие от глобальной кредитной засухи и понижения цен на сырьевые товары экономики стран Восточной Европы уже не обладают теми перспективами, которые могут предложить такие  страны как Китай, Индия, а также государства Латинской Америки.


На этой неделе генеральный директор фирмы Renault и японского партнера Nissan Карлос Госн (Carlos Ghosn) заявил, что его компания начнет в 2012 году  продавать в Индии малогабаритный автомобиль, который будет стоить меньше любой другой машины в этой стране и поэтому, вероятно всего, и во всем  мире.


Этот автомобиль будет производиться в Индии на заводах компании Bajaj Auto, специализирующейся на выпуске скутеров и рикш, и это будет ответом Renault и Nissan на вызов со стороны модели Nano.  Продажи этого автомобиля, собираемого на заводах крупнейшего в Индии автопроизводителя Tata Motors, начались в этом году, и он продается всего за 2500 долларов.
Для сравнения – самая дешевая модель автомобиля  Лада, предлагаемая на рынке под названием Классика, продается за 4160 долларов.


Господин Уэллс также отметил, что автомобили на электрической тяге, неожиданно ставшие популярными в Европе, будут, скорее всего, хуже продаваться в странах Восточной Европы, которые не могут себе позволить те стимулы, которые, скорее всего, будут  предоставлены правительствами  западноевропейских стран как производителям, так и покупателям.


Тем не менее, представители Renault заверяют, что компания пришла в Россию надолго.
«Мы считаем, что стратегически это очень важный рынок в будущем, - отметила официальный представитель Renault в Париже Фредерика Легревес (Frédérique La Grevès). – В настоящее время мы не планируем увеличение или уменьшение нашего пакета акций».


В последние годы, по мере того как объемы продаж падали  в связи с рецессией, компания Renault сокращала производство и увольняла персонал. Кроме того, многие сотрудники на принадлежащих компании предприятиях были переведены на сокращенный рабочий день.


Французское правительство объявило, что в этом году оно предоставит кредит Renault и ее главному конкуренту PSA Peugeot Citroën в размере 3 миллиардов евро на пять  лет под 6 процентов годовых. Президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) заявил, что эти средства должны быть использованы для инвестиций в чистые технологии. Он также подчеркнул, что получатели кредитов пообещали, что они не закроют ни одно предприятие в течение срока предоставления кредита и сделают все возможное для того, чтобы избежать увольнений персонала.


Таким образом, возможности Renault ограничены, и компания не может вкладывать наличные средства в совместное предприятие, даже если бы она этого хотела, заявил эксперт, хорошо осведомленный о планах Renault.


Глава российского подразделения Renault  Кристиан Эстев (Christian Estève) регулярно встречается с господином Путиным, и «их взгляды действительно совпадают», - подчеркнула госпожа  Легревес. – Renault будет оказывать услуги в области менеджмента и будет предоставлять техническую поддержку, но не наличные средства».


Эта  решение Renault поставило российских чиновников в сложное положение. Огромное, наполовину не работающее предприятие является главным работодателем в городе Тольятти, и в нем постепенно нарастает угроза проведения забастовок.  И именно этим, а не долгосрочными планами Renault, в большей стечении озабочены российские руководители.


По мнению экспертов в области российской автомобильной промышленности, компания Renault справедливо полагает, что любые инвестиции в настоящее время, скорее всего, будут направлены на обеспечение дополнительных нескольких месяцев социальной стабильности, а не на производство новой платформы.
Аналитик в области автомобильной промышленности московского отделения Deutsche Bank Юлия Русанова  отметила, что горизонты планирования на АвтоВАЗе сократились до нескольких месяцев. А постановка на производство новой платформы может занять два года или даже больше.


«Без правительственной поддержки, - подчеркнула она, - компания не сможет с этим справиться».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.