Спустя почти двадцать лет после распада Советского Союза структура российской экономики сохраняет свои перекосы, и многочисленные правила и нормативы, регулирующие переадресацию прибыли из одного сектора в другой, делают этот процесс чрезвычайно громоздким и излишне политизированным.

Иными словами, как говорится в отчёте московского инвестиционного банка «Тройка диалог»: «Чтоб делать деньги [в России], надо купить что-нибудь по искусственно заниженной цене (электричество, газ, железнодорожный транспорт) и превратить в продукт, который можно экспортировать по международным расценкам (алюминий, удобрения, сталь)».

Кремль хотел бы это изменить. В последнее время он пытается снять ограничения с комплексных налогов и тарифов на коммуникации общего пользования, начиная с тарифов на электроэнергию и до тарифов на железнодорожный транспорт, с целью привлечения инвестиций и сокращения перекосов.

Непонятно, однако, к чему это в итоге приведёт. За кулисами происходит борьба групп с «особыми интересами» за лучшие условия для «своей» отрасли промышленности, а министерство финансов, ввиду нынешней неясности в ситуации с ценами на нефть, обеспечивающей 45 процентов федерального бюджета, крайне неохотно идёт на новые сокращения налогов.

Большинство экспертов согласны с тем, что, несмотря на годы успешного развития, нынешние налоги и тарифы не дают правильного отражения экономической реальности. Некоторые налоги завышены, например, налог на нефть. Налоговые льготы для нефтеносных районов Восточной Сибири, куда правительство хотело бы привлечь инвестиционный капитал, в настоящее время стоят в центре ожесточенных споров.

Некоторые тарифы явно занижены, например, на железнодорожный транспорт. Правительство либерализовало рынок железнодорожного подвижного состава, в надежде на то, что это приведёт к установлению рыночных тарифов на перевозки грузов. Постоянно растут и тарифы за электроэнергию, после распада в начале этого десятилетия гигантского электрического конгломерата «Единая энергетическая система России».

«Тройка» заявляет, что правительство медленно, но верно продвигается вперед в сглаживании перекосов, доставшихся в наследство от советской системы государственного планирования.

В докладе также говорится, что дешёвый железнодорожный транспорт, газ и электричество частично компенсируют расходы на добычу руды и выплавку металлов. Результатом является отсутствие инвестиций в проекты с большой экономической выгодой, такие как модернизация старых газопроводов или разработка новых нефтяных месторождений, при избытке инвестиций в такие низкорентабельные проекты, как производство металлов. 

Либерализация рынка железнодорожного подвижного состава, составляющего одну пятую всего рынка железнодорожного транспорта. означает, что транспортные тарифы начнут расти, отражая экономическую реальность.

Правительство планирует либерализовать цены на газ, подняв налог на добычу полезных ископаемых с 3 долларов за тысячу кубических метров до 16 долларов,  однако возможность для нефтяных компаний продавать свой газ независимо от «Газпрома», государственной монополии, не обсуждалась.

Между тем налоги на нефть слишком высоки, что снижает инвестиционную привлекательность самой рентабельной отрасли промышленности в России – «убивает курицу, которая несёт золотые яйца», как выразился Кингсмилл Бонд (Kingsmill Bond), главный стратег инвестиционной компании «Тройка Диалог». Правительство чрезмерно зависит от налоговых сборов в нефтяной промышленности, которые дают государству до 100 миллиардов долларов в год.

Таможенные сборы за экспорт нефти стоят в центре политической борьбы между энергетическими компаниями и министерством финансов. Правительство стремится стимулировать инвестиции в разработку новых нефтяных месторождений и в конце зимы, ввиду снижения  цен, на десять месяцев освободило от экспортной пошлины 13 восточносибирских нефтяных месторождений, хотя эти налоги сейчас уже частично  восстановлены. Обсуждается система временного освобождения от налогов (налоговых каникул) на 2011 и 2012 годы.

Однако творцы политики осторожны, поскольку увеличение некоторых тарифов быстро ударит по экономике; а если основные предприятия внезапно окажутся прижаты к стенке, а положение других резко ухудшится, это приведет к опасному дефициту поступления средств в российский бюджет. И, как всегда, политические соображения столь же важны, как и экономические – плохо придется официальным лицам, поставившим под угрозу финансовые интересы своих боссов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.