На протяжении большей части последнего двадцатилетия Россия развивалась на основе собственных сил. 1990-е годы были бурными, но ситуация постепенно улучшалась – вопреки, а не благодаря власти. Жизнь была тяжелой, но уровень жизни неуклонно повышался, в основном  по причине притока нефтедолларов. Однако сейчас ситуация может начать меняться к худшему, если не будет ничего сделано с пенсионной системой в стране. А там сейчас ничего не делается. Отсутствие пенсионной реформы превратилось в тикающую бомбу с часовым механизмом.

Россия не единственная страна, которой грозит надвигающийся пенсионный кризис. Средняя продолжительность жизни каждые десять лет увеличивается почти на два года, говорят британские ученые; а в таких странах как США затраты на уход за престарелыми растут быстрее, чем доходы от различных пенсионных схем. Но сочетание послевоенного увеличения рождаемости и последствий распада Советского Союза для российских демографических показателей самым серьезным образом осложнило ситуацию.

Родовые муки

Последняя перепись показала, что население России определенно сокращается, хотя и медленнее, чем ожидалось. В начале 2011 года численность населения в стране составляла 142,9 миллиона человек, то есть, на 50000 меньше, чем годом ранее. Однако сокращение численности существенно замедлилось. Своего пика она достигла в 1991 году, составив 148 миллионов 689 тысяч человек. Но с середины 1990-х до середины 2000-х годов Россия ежегодно теряла от 750000 до 800000 человек, поэтому сокращение в 50000 можно считать значительным прогрессом.

В своем широко известном докладе ООН в 2005 году предупредила, что российское население к 2050 году может сократиться на треть и составить 116 миллионов 97 тысяч человек, если существующие тенденции не изменятся к лучшему. Но похоже, что сегодня такой сценарий маловероятен. «Демографическая картина в России больше напоминает ситуацию в Японии, чем в других странах с формирующимся рынком. Ее население старое и стареет все больше, потому что  поколение беби-бума, рожденное после Второй мировой войны, в 2011-2020 годах уходит на пенсию», — говорит вице-президент по исследовательской работе из компании «Ренессанс управление активами» Виктор Носсек.

С лета 2009 года показатели рождаемости постепенно улучшаются, но эта тенденция может вскоре снова измениться. Дело в том, что  хотя некоторые россияне уверены в своем будущем и хотят иметь детей, в 1990-е годы родилось просто слишком мало людей, чтобы рожать в достаточном количестве и обеспечивать стабильную численность населения. «Хотя рождаемость в последнее десятилетие восстанавливается, численность возрастных групп, рожденных в 1990-е годы крайне мала. Эти люди начинают входить в возраст половой зрелости, а это значит, что сохранять темпы рождаемости будет очень трудно», — сообщает Danske Bank.

Под давлением

Российская пенсионная система уже убыточна, а недавнее увеличение пенсионных выплат еще больше усугубило ситуацию. Но пенсии по-прежнему  слишком низки, и их наверняка придется увеличивать. В настоящее время  средней пенсии едва хватает, чтобы сводить концы с концами, оплачивая жилье, отопление и продукты питания. Несмотря на 30-процентное увеличение в начале года, российские пенсии по-прежнему  весьма скромны. Среднемесячная пенсия в конце 2010 года составляла всего 7600 рублей, или около 190 долларов. Пенсионеры, с которыми удалось поговорить BNE, сообщают, что денег не хватает ни на что. Почти всем российским пенсионерам деньгами помогают дети, а те, у кого нет детей, просто пытаются выжить.

В то же время, количество работников, обеспечивающих пенсионеров, постоянно сокращается. По данным Росстата, численность населения рабочего возраста сократится с 87,5 миллиона человек в 2010 году до 76,5 миллиона в 2030-м. Это означает ежегодное сокращение трудовых ресурсов на 300-400 тысяч человек. Таким образом,  соотношение пенсионеров и работающих людей в период с 2011 по 2030 год будет неуклонно увеличиваться с 0,35 до 0,50.

С другой стороны, продолжительность жизни людей после исторического минимума десятилетней давности в 58,7 года у мужчин и 71,9 года у женщин значительно увеличивается. Сегодня российские мужчины после выхода на пенсию живут еще четыре года, а женщины 20 лет.

Эти проблемы похожи на сказочного тяни-толкая. В совокупности два этих фактора приведут к увеличению численности населения пенсионного возраста с 30 миллионов в 2010 году до 40 миллионов в 2030-м. Если не поднять пенсионный возраст, затраты на пенсии в реальном выражении в 2011-2030 годах вырастут на треть, о чем сообщает «Ренессанс управление активами».

Имеющихся у государства средств по-прежнему  слишком мало. Общая сумма пенсионных накоплений в государственной пенсионной системе составляет порядка 3% ВВП, в то время как в Чили она равна 65%, а в более развитых странах приближается к 100% ВВП.

Кроме того, российское правительство тратит на пенсии лишь 6% ВВП, в то время как в развитом мире эти расходы составляют как минимум 10%. Это означает, что в государственном пенсионном фонде никогда не было достаточного количества средств, чтобы покрывать расходы. Нехватка покрывается за счет перевода денег из федерального бюджета. На долю пенсионного финансирования уже приходится треть текущего дефицита бюджета, и разница между доходами и расходами будет быстро увеличиваться.

Заместитель премьер-министра и министр финансов Алексей Кудрин ненароком раскрыл секрет летом прошлого года,  когда сказал, что государство может столкнуться с необходимостью увеличения пенсионного возраста. Это вызвало шквал протестов, и правительство весь остаток прошлого года опровергало наличие таких планов. Но ему наверняка придется пойти на этот шаг. В настоящее время  пенсионный возраст в России составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин, являясь одним из самых низких в мире. Министерство финансов рассматривает возможность постепенного увеличения пенсионного возраста до 62 с половиной лет для мужчин (в 2015-2020 гг.) и до 60 для женщин (в 2015-2025 гг.), чтобы сократить будущие пенсионные расходы.

Промашка с реформами

На декабрь назначены думские выборы, а в марте следующего года пройдут выборы президента, и поэтому никто не хочет даже произносить слово «пенсии», не говоря уже о начале работы по плану реформ.

Россия уже замахивалась как-то на реформирование пенсионной системы, но очень сильно с ней промахнулась. Первый круг реформ была начат в 2002 году, когда Кремль ввел систему, основанную на чилийской модели. В конце 2003 года было зарегистрировано примерно 55 специальных фондов по управлению активами, которые могут инвестировать часть социальных налогов работающих людей. 40 миллионов россиян получили «письма счастья», в которых их информировали о том, сколько точно средств государственный пенсионный фонд отложил им на пенсию.

Но все эти усилия закончились фиаско. Мало кто из россиян понял содержание письма, а менеджеры фондов говорят, что весь процесс взяли под свой контроль крупные финансовые группы и региональные власти. «Пенсионная реформа началась катастрофически. Был вполне приличный проект, в соответствии с которым планировалось давать разрешение на работу фондам с хорошей репутацией и прозрачной структурой, но все изменили в последнюю минуту, — говорит руководитель одного из таких 55 фондов с названием «Паллада» Элизабет Хеберт (Elizabeth Hebert). – В итоге мы получили 55 управляющих компаний, в основном никому не известных, от которых никто не требует информации о владельцах. Три четверти этих компаний принадлежат финансовым группам, а их средства вложены в эти группы».

Настоящие фонды, такие как «Паллада», пошли в крупные компании, объясняя работникам преимущества размещения «инвестируемой» части их государственных выплат в частном фонде. Их менеджеры выяснили типичную картину: руководителю предприятия или цеха предлагалось вознаграждение, обычно 1 доллар за каждого работника, который отдаст свои частные пенсионные выплаты одной из крупных финансовых групп.

Вполне естественно, большинство рабочих даже не побеспокоилось о своих пенсионных выплатах, и поэтому они остались в государственном пенсионном фонде. С начала реформы прошло почти 10 лет, и в России сейчас в управлении находится 38 миллиардов долларов пенсионных средств, или всего 3% ВВП. Столько у Чили было на втором году реформ.

Преимущества системы трудовых пенсий

Необходимость реформирования пенсионной системы выходит далеко за рамки обеспечения способности государства выплачивать своим пенсионерам приличный доход. Не сводится она и к воздействию на финансовые рынки. Создание институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, вводит в действие совершенно новый тип капитала, обладающий долгосрочной перспективой, столь необходимой формирующимся рынкам. Это радикально меняет правила игры и выгодно буквально всем, а не только пенсионерам. «Хорошо функционирующая, в полной мере финансируемая пенсионная система может преобразовать экономику и принадлежит к числу самых важных реформ, которые способно осуществить государство, — говорит управляющий директор по инвестициям компании «Ренессанс управление активами» Пламен Моновски (Plamen Monovski). – Успех реформы приведет к мобилизации внутреннего капитала, к диверсификации источников кредитования, будет способствовать долгосрочным инвестициям – а результатом станет ускорение развития».

России по-прежнему  очень сильно не хватает инвестиций. Сумма прямых иностранных инвестиций на душу населения составляла в 2008 году 1000 евро, в то время как в большинстве государств Центральной Европы она равна 4000-8000 евро. Но на счетах в российских банках хватит средств, чтобы полностью профинансировать программу развития инфраструктуры на 1 триллион рублей, о которой задумалось государство. Однако  проблема в том, что получить эти деньги могут лишь самые крупные компании.

Из-за бездействия внутреннего капитала Россия теряет около 1,5 % ежегодно в показателях роста, о чем сообщает «Ренессанс управление активами». Это приводит к снижению производительности. Институциональные инвесторы стремятся вкладывать деньги в долгосрочные проекты, повышающие производительность, однако исследование консалтинговой фирмы McKinsey & Co показало, что производительность у российских рабочих в три раза ниже, чем у американских.

В более конкретном плане пенсионные фонды откроют доступ к кредитам малым и средним предприятиям, которые, в свою очередь, являются важным рычагом повышения производительности, осуществления диверсификации и инноваций, а также создают большое количество рабочих мест. Например, пенсионные фонды в Британии и Голландии размещают до 10% своих средств в виде венчурного капитала и прямого частного инвестирования.

А поскольку пенсионные фонды стремятся к получению доходов в течение десятилетий, а не кварталов, они укрепляют стабильность на фондовых рынках. Россия одна из богатейших стран в мире, но ее рынок акций находится в рабстве у цен на сырье с их циклами. У него либо самые лучшие, либо самые худшие показатели – в зависимости от того, что происходит с ценами на нефть и металлы. А поскольку институциональных инвесторов на российском рынке акций немного, главными игроками там являются спекулянты, видящие лишь ближайшую перспективу. На долю пенсионных фондов и страховых компаний приходится более 70% находящихся в свободном обращении акций на Лондонской и Нью-Йоркской биржах. Это в три раза больше, чем на биржах Москвы.

Более того, из-за отсутствия институциональных инвесторов государственные планы по превращению Москвы в международный финансовый центр выглядят крайне нелепо и смехотворно. Нет никакого смысла обсуждать детали закона об использовании инсайдерской информации или о новом центральном депозитарии, если огромный кусок инвестиций на российском рынке капитала не присутствует. «Пенсионные реформы это благоприятная возможность для общества, дающая ему выгоду, поскольку любая реформа пенсионной системы улучшает жизнь не только пенсионерам, но и всем в России. В итоге получается, что седовласые люди имеют значение», — говорит Моновски.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.