Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Дизельгейт» и будущее немецкого автопрома

© Фото : предоставлено Дмитрием ДобровымИсторик-востоковед Дмитрий Добров
Историк-востоковед Дмитрий Добров
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как в сентябре прошлого года американское агентство по охране окружающей среды EPA предъявило обвинения немецкому концерну Volkswagen, акции компании рухнули почти на треть. Volkswagen обвинили в том, что в период с 2009 по 2015 годы почти на миллионе его автомобилей в США были установлены датчики, занижающие данные по выбросам выхлопных газов.

После того, как в сентябре прошлого года американское агентство по охране окружающей среды EPA предъявило обвинения немецкому концерну Volkswagen, его акции рухнули почти на треть. Volkswagen обвинили в том, что в период с 2009 по 2015 годы почти на миллионе его автомобилей в США были установлены датчики, занижающие данные по выбросам выхлопных газов. Volkswagen был вынужден признать, что такие датчики были установлены на 11 млн автомобилей во всем мире. В январе этого года министерство юстиции США подало отдельный иск к концерну за нарушение экологического законодательства.

 

Штрафы, которые будут наложены американцами на Volkswagen, могут многократно превысить 18 миллиардов долларов, первоначально затребованных природоохранным ведомством. Этот драконовский, по мнению немцев, подход непривычен для Германии, где в конституции заложен принцип целесообразности, не позволяющий накладывать чрезмерные штрафы на системообразующие предприятия. Многие видят в этом стремление американцев уничтожить серьезного конкурента в автомобильной отрасли. Если сложить все штрафы (за нарушение экологических норм и антимонопольного законодательства, частные иски) то сумма претензий может достичь 90 миллиардов долларов, что угрожает банкротством либо расчленением концерна. Немецкий аналитик Хольгер Шмидт пишет в этой связи, что США, судя по всему, преисполнены решимости извлечь максимальную выгоду из ошибки Volkswagen и значительно ослабить позиции концерна в Северной Америке.


Речь идет не только о судьбе Volkswagen, но также о будущем немецкой автомобильной технологии, в которую вкладывались деньги и интеллектуальные усилия на протяжении десятков лет. Если ставка на дизель окажется ошибочной, серьезный структурный кризис грозит всему автопрому Германии.

 

В немецкой прессе отмечается, что в этом деле — сразу три неприятных для Германии момента. Первый — подмоченная репутация бренда made in Germany в результате действий руководства Volkswagen, которое сознательно вводило в заблуждение клиентов и природоохранные ведомства ЕС и США. Второй момент связан с однобокой ориентацией на дизель, который, по мнению многих экспертов, является технологией вчерашнего дня. И, наконец, выявлена чрезмерная зависимость немецкой экономики от автопрома, который опять-таки завязан на традиционных дизельных технологиях.

 

Ряд аналитиков считают, что упор на технологию вчерашнего дня — ошибка не только Volkswagen, но и правительства Германии, которое поддерживало стратегию концерна. Теперь за эту ошибку будет платить вся страна. Речь идет о большем, чем судьба одного автоконцерна: «дизельгейт» негативно отразился на немецкой автомобильной индустрии и экономике в целом. Немецкие автомобили были до последнего времени символом качества, и именно поэтому клиенты платили за них дороже, чем за продукцию других стран.

 

Проблемы Volkswagen не предвещают ничего хорошего корпорациям Германии. Автомобильная индустрия — системообразующая ось немецкой экономики, а Volkswagen — лидер автопрома. В этом секторе работают крупнейшие немецкие концерны — BMW, Bosch, Continental, Volkswagen, Daimler-Benz, Porsche. На автомобили приходится около 20% немецкого экспорта, а вклад отрасли в ВВП Германии — еще выше.

 

По мнению ведущих экономистов банка ING-DiBa, за одну ночь Volkswagen стал более значительным фактором риска для немецкой экономики, чем Греция. Резкое падение продаж в Северной Америке и других странах может негативно отразиться на экономической конъюнктуре в целом, причем не в краткосрочной, а в более длительной перспективе. Скандал ударит по всей цепочке предприятий, поставляющих комплектующие, по сетям продаж и т.д. Опасность представляет и вероятный отказ от дизельной технологии — в том случае, если производителям не удастся приспособить ее к новым экологическим стандартам.

 

Дизель стал основой технологического развития Volkswagen в последние 20 лет. Компания многое сделала, чтобы модернизировать эту старейшую технологию и добилась хороших результатов. Дизельные двигатели TDI (Turbocharged direct injection) с большой мощностью и низким расходом топлива стали чрезвычайно популярны с конца 80-х годов. На сегодняшний день в Европе автомобили на дизеле составляют 55% рынка, в США — лишь 3%. Европейцы уверены в перспективности «чистого дизеля», который сохраняет свои преимущества перед бензиновым мотором и на 20-25% экономичней. В США упор по-прежнему делается на бензин, в то время как дизель считается малоперспективным. В последние годы его продажи выросли благодаря рекламе «чистого дизеля», но «дизельгейт» подорвал репутацию этой технологии.

 

В последние несколько лет Volkswagen резко нарастил мощности, а в первой половине 2015 года опередил Toyota и занял первое место в мире по производству автомобилей. Однако после скандала с фальсификацией тестов на выхлопы концерн снова уступил лидерство японскому производителю. «Дизельгейт» будет иметь громадные последствия для мирового автопрома — не только ввиду имиджевых потерь для Volkswagen и дизельной технологии, но также из-за неизбежности новых более жестких правил для автопроизводителей и растущего тренда на гибридные и электрические кары. Не стоит забывать, что дизельные автомобили выпускают почти все европейские автоконцерны.

 

Со временем новые альтернативные модели — как гибридные авто, так и электрокары компаний Tesla и Google — будут теснить традиционные автомобили. На их стороне — природоохранные ведомства Европы и США, которые ужесточают требования к традиционным производителям. Пока гибриды и электрокары значительно дороже бензиновых и дизельных автомобилей: хотя они и становятся доступнее, их экспансия проходит медленно.

 

По прогнозам банка Nomura, Volkswagen и его подразделения (Audi, Skoda, Seat) могут потерять 25% европейского авторынка. Главными бенефициарами в этой ситуации станут немецкие BMW, Opel и Mercedes, а также альянс Renault-Nissan, Peugeot и Ford. Чтобы сохранить свои позиции на европейском рынке, Volkswagen предоставляет большие скидки, что с большой вероятностью приведет к войне цен в этом секторе. К ценовому демпингу после недавнего скандала с тормозной и топливной системой прибегает и японская Toyota. По мнению исполнительного директора Fiat-Chrysler Серджио Маркионне, в конечном счете, падение цен может привести к разорению многих игроков в автомобильной отрасли.

 

Мировые продажи Volkswagen в 2015 году снизились на 2%, причем основные потери в результате «дизельгейта», пришлись на декабрь (-5% в мире, −9% в США, −4,5% в Европе). Вместе с тем, в Германии продажи выросли на 2,7%. В целом, Volkswagen и его подразделения продали в 2015 году около 10 миллионов автомобилей, и новый глава концерна Маттиас Мюллер считает этот результат превосходным — с учетом обстоятельств. В России Volkswagen пользуется официальной поддержкой властей и продолжает сборку автомобилей на заводе в Калуге. Российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в Берлине, что в России концерн работает чрезвычайно эффективно и соответствует самым высоким технологическим нормам.

 

Многие эксперты в Европе настроены оптимистично: нынешний скандал, по их мнению, не убьет дизель, но сделает его более эффективным. Так, входящая в группу Volkswagen компания Audi разработала революционную технологию e-diesel — синтетическую топливную смесь на основе воды и углекислого газа. Под воздействием солнечного света и химических добавок эта смесь превращается в экологически чистый аналог дизельного топлива. Такой двигатель работает бесшумнее и выделяет в атмосферу меньше вредных веществ. Кроме того, на последнем автосалоне в Детройте Volkswagen представил новый гибридный кроссовер Tiguan GTE Active Concept.

 

«Дизельгейт» стал вызовом для всей немецкой экономики, которая в значительной степени зиждется на старых концернах и традиционных технологиях. Большинству предприятий в области автопрома, машиностроения и химии (Bayer, Bosch, BASF, Daimler, Siemens) — свыше 100 лет. Именно они воплощают индустриальную мощь Германии и успешно прошли через 20 век, несмотря на кризисы и войны. Теперь они должны продемонстрировать свои качества в условиях новой технологической революции.

 

Нынешняя ситуация не на шутку встревожила немецкие федеральные ведомства. Министерство экономики Германии уже высказалось за то, чтобы предоставить господдержку производству электрокаров. Кроме прямых финансовых стимулов, будут предоставлены налоговые преимущества, налажено производство аккумуляторных батарей и разветвленной сети станций подзарядки в Германии.

 

Ведущий британский специалист по промышленной политике Дэвид Бейли считает, что Volkswagen выживет, но ему придется изменить свою стратегию. Концерн должен теснее сотрудничать с регулирующими ведомствами, улучшить коммуникацию с клиентами и разработать систему гарантий, чтобы подобные ошибки не повторились. Процесс серьезных реформ затронет также подразделения Volkswagen — Skoda, Audi и Seat. В результате скандала в Европе и других регионах мира будут введены более жесткие контрольные механизмы для дизельных моторов. В этой связи, по мнению ведущего автомобильного эксперта Фердинанда Дуденхёффера, Volkswagen и другие производители вынуждены будут вложить миллиардные суммы в экологически более «чистые» дизельные моторы.