Любящие венчурные капиталы инвесторы теперь души не чают в рынке платформ, которые не напрямую предоставляют товары и услуги, и лишь выстраивают связи между покупателями и продавцами, например,

Airbnb, WeWork и в свое время eBay. Подобная бизнес-модель чрезвычайно привлекательна для инвесторов, потому что отличается большой маржой (у посредников нет производственных расходов) и монополизмом (чем больше у платформы покупателей и продавцов, тем больше она привлекает новых, что формирует естественную монополию). Нынешняя волна популярности может навести на мысль, что эти платформы являются технологической инновацией XXI века. А вот и нет. Платформы для связи продавцов и покупателей существуют веками, и чтобы понять их основы, следует обратиться к истории, как пишут Рэй Фисман и Тим Салливан из The Harvard Business Review. 

Платформы существуют с XII века

Как и большинству общественных институтов, рынкам для процветания нужны любовь и внимание. Кредитные карты, Facebook, iPhone — все это рынки, которые обладают различными основами для проведения операций: Facebook и пользователи, iPhone и разработчики приложений под iOS и т.д. С распространением интернета и смартфонов платформы стали поистине вездесущими. 

Но существуют они уже очень давно, по меньшей мере, с ярмарок XII века во французской Шампани.

Шампанские ярмарки

Примерно в 1180 году расположенное на севере Франции независимое от короля графство Шампань начало проводить у себя торговые ярмарки, которые стали привлекать торговцев и финансистов со всей Европы, став в итоге одним из центров европейской торговли. В течение года ярмарки переезжали из города в город (всего их было шесть). Они длились восемь дней и специализировались на тканях, коже, специях и т.д. Последние четыре дня торговцы закрывали счета. Кроме того, ярмарки играли на руку и параллельной деятельности: таверны и публичные дома получали ощутимую прибыль.    

Небольшой процент

Графство Шампань опередило время, став первопроходцем в проведении ярмарок. Оно играло центральную роль: устанавливало правила, отбирало участников, наказывало нежелательные элементы, обеспечивало безопасность в неспокойной средневековой Европе. В обмен графство взимало небольшой процент с каждой сделки. И сегодня именно он делает интернет-платформы столь привлекательными для инвесторов.

Шампанские ярмарки процветали на протяжение почти что целого века, в значительной мере благодаря грамотным решениям при разработке этой средневековой платформы.

Хорошие правила, чтобы привлечь игроков

Графство интуитивно понимало, как следует управлять этой платформой, и поэтому не стало продавать привилегии заинтересованным группам. Вместо этого оно предоставило всем свои гарантии. Оно ввело беспристрастный закон и реализовывало его на нескольких уровнях. В 1170 году оно ввело четыре юридических уровня на ярмарке и для урегулирования споров и отслеживания выполнения договоров. Займы обеспечивались гарантией, и были введены определенные рыночные послабления для привлечения других групп, например, церкви. Сейчас похожим образом поступают торговые центры: они предлагают скидки для привлечения новых магазинов и расширения притока клиентов.

Наконец, графство рекомендовало участникам проводить сделки с применением заверенных нотариусами векселей так, чтобы торговцы могли путешествовать, не возя с собой большие суммы денег. 

Долгосрочная перспектива

Как бы то ни было, в конечном итоге войны оказались сильнее этой экономической платформы и стали причиной ее распада. А когда французский король захотел укрепить свою власть, он предпочел быстро изъять деньги у торговцев, чем делать долгосрочные инвестиции в ярмарки. Затем Столетняя война окончательно похоронила их, сместив торговые маршруты.

Урок для современных платформ в том, что им не стоит быть такими близорукими, как французский король. Ведь если вы находитесь в позиции силы по отношению к продавцу и покупателю, у вас возникает неизбежный соблазн извлечь из этого выгоду.  

Так, Uber обвинили в том, что компания покушается на прибыль таксистов, снижая тариф на поездки… Хотя раньше она убеждала их купить новую машину и всячески завлекала к себе.

Платформа может быть очень прибыльной… если правильно ей управлять. Это тонкое равновесие может в любой момент рухнуть.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.