В среду в Санкт-Петербурге начнется двухдневное заседание двусторонней польско-российской комиссии по международным транспортным перевозкам. Комиссия должна согласовать окончательный объем разрешений на перевозки между Польшей и Россией на текущий и следующий год. Проблема в том, что российское правительство до сих пор не выполняет соглашения с польской стороной, которое было заключено в начале апреля, и на основе которого перевозчикам обоих государств было выделено по 170 000 разрешений.

Согласно договоренностям, российское правительство вместе с нашими властями должно было составить инструкции, описывающие принципы ведения международных транспортных перевозок. «В апреле Министерство инфраструктуры направило в Россию проект инструкций, однако российская сторона до сих пор вносит свои поправки», — сообщила нам представительница польской Ассоциации Международных автоперевозчиков Анна Гавлик (Anna Gawlik). Что в итоге? «У польских перевозчиков возникают проблемы на границе: российские контролирующие службы требуют соблюдать нормы, которые не соответствуют достигнутым в Гданьске соглашениям», — объясняет Гавлик.

Соглашение на бумаге

Министерство строительства и инфраструктуры это подтверждает. «Случается, что одна и та же контролирующая служба требует от польского перевозчика два разных разрешения в ходе одного рейса, — сообщило нам ведомство. — Кроме того по-разному интерпретируется ситуация, когда товар был загружен в Польше, но происходит из третьей страны или был произведен на территории нашего государства принадлежащим иностранной компании предприятием. В ходе дорожных проверок российские таможенные службы не всегда принимают документы, в которых в таком случае написано, что страной происхождения товара выступает Польша».

Из этого следует, что российское правительство оставило соглашение, которое должно было разрешить спор о принципах международных перевозок, на бумаге. В начале года из-за этих разногласий по обе стороны границы встали тысячи российских и польских фур. Ситуацию создали россияне, внезапно изменив под конец прошлого года нормы перевозок в и из третьих стран. За ввоз в Россию без специального разрешения товаров, произведенных в Польше филиалами иностранных предприятий и экспортирующихся на основе документов, которые были выставлены в заграничных центральных отделах этих компаний, польским перевозчикам, согласно новым нормам, грозил штраф в 400 000 рублей. Новые правила также блокировали ввоз в Россию товаров, которые поступили в польские порты, железнодорожные терминалы или логистические центры.

Польский ответ

По оценкам заместителя министра инфраструктуры Ежи Шмита (Jerzy Szmit), принятие условий, которые навязывает Москва, привело бы к «уходу с российского рынка 85% польских перевозчиков». Поэтому министерство увязало вопрос отмены дискриминирующих польских перевозчиков норм с выдачей разрешений на перевозки российским компаниям. Без них они не смогут пересекать транзитом Польшу.

Министерство инфраструктуры сообщило, что в Петербурге оно будет стремиться окончательно согласовать инструкции и уточнить их положения в том числе для российских контролирующих органов. «Согласование инструкций — это ключевой элемент для начала дискуссии на тему структуры и объема выдаваемых разрешений», — подчеркнуло ведомство.

Россия ограничивает также наших авиаперевозчиков. На прошлой неделе агентство воздушного транспорта Росавиация заявило, что польские авиакомпании не смогут пользоваться воздушными коридорами в Сибири. Это самый короткий путь для полетов между Азией и Европой, а запрет наносит удар прежде всего по интересам компании LOT. Одновременно россияне разрешили польским авиакомпаниям пользоваться свободным доступом к аэропортам в Калининграде, Сочи и Владивостоке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.