Бытует широко распространенное мнение о том, что Британия сможет автоматически пользоваться торговыми правами как член ВТО и будет в этом качестве так же автоматически выполнять свои обязательства. Говоря языком Брексита, это будет опция ВТО.


Но проблема заключается в том, что остальные 163 члена этой организации могут посмотреть на ситуацию иначе. Я говорю это не для того, чтобы посеять сомнения в правовом статусе Британии как члена ВТО. Но весьма серьезные сомнения возникают по поводу того, что она после Брексита сумеет сохранить свои торговые преимущества и льготы в целости и сохранности.


В настоящее время торговые привилегии Британии в ВТО связаны воедино с торговыми привилегиями остальных 27 членов ЕС и изложены в Перечне уступок и обязательств по товарам. Это список пошлин, квот и прочих торговых обязательств по тысячам продаваемых товаров и услуг при их попадании на рынок. После Брексита Британии понадобится свой собственный перечень, утвержденный ВТО.


Некоторые ученые-правоведы утверждают, что Британия может просто скопировать свои нынешние торговые обязательства из перечня ЕС, вычеркнув слова «Европейский Союз» и написав вместо них «Соединенное Королевство». Но такая аргументация убедит скорее других ученых-правоведов, нежели осторожных и хитрых переговорщиков, стремящихся получить расширенный доступ к британским рынкам.


Остальные члены ВТО могут возразить, что нынешних торговых уступок Британии недостаточно для соблюдения необходимого баланса прав и обязанностей вне зоны ЕС. Даже один-единственный возражающий член ВТО сможет наложить вето на требуемый консенсус.


Алчные до рынков страны могут воспользоваться этой возможностью для получения уступок от Британии в сфере промышленности, сельского хозяйства, финансовых и прочих услуг. Британию могут даже попросить дать что-то дополнительное в обмен на сохранение тех торговых льгот, которыми она в настоящее время пользуется как член ВТО.


Если Лондон отвергнет эти просьбы, другие члены могут в ответ отказаться от своих действующих торговых обязательств перед Британией, которые они взяли на себя в обмен на обязательства ЕС как единого целого, изложенные в его перечне. Только в этом случае Британия сможет инициировать процесс урегулирования спора по правилам ВТО, чтобы проверить, насколько действенны скопированные ею торговые обязательства.


Британия может выиграть — года через два-три. Затем другим странам дадут «приемлемые сроки» для исполнения вынесенного вердикта. Это еще года полтора. В это время британский экспорт товаров и услуг столкнется с настоящей лавиной пошлин и прочих искусно возведенных торговых барьеров, что будет иметь неисчислимые последствия для экономики страны.


Брексит может также вызвать юридические вопросы по остальным торговым уступкам из перечня ЕС. Это потребует проведения параллельных переговоров, способных парализовать весь процесс. А в итоге может начаться продолжительная юридическая тяжба. С 2004 года ЕС трижды расширял свои ряды, а члены ВТО так пока и не пришли к единому мнению о пересмотре торговых обязательств в связи с таким расширением. Между тем, все члены ВТО ведут себя так, будто расширенные торговые обязательства ЕС уже утверждены.


Это может стать путем для продвижения вперед. Вместо того, чтобы настаивать на автоматическом переносе своих нынешних льгот и привилегий, Британии лучше договориться об аналогичном молчаливом согласии с остальными членами ЕС. Цель в том, чтобы достичь взаимопонимания с другими членами и договориться, что торговые привилегии Британии сохранятся в их нынешнем виде, пока не разработан новый Перечень уступок (если в нем будет необходимость).


Похоже, британские переговорщики в полной мере осознают, насколько важна ВТО для успеха Брексита. Они уже несколько раз побывали в Женеве. Нет сомнений, что скоро они опять приедут туда в поисках оптимального пути для закрытия бреши, которую в британском членстве в ВТО может пробить Брексит.


Джеймс Бэккас — бывший председатель Апелляционного органа ВТО, бывший член американского конгресса и бывший участник торговых переговоров США. Он руководит международной практикой в юридической фирме Greenberg Traurig.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.