— В третьем квартале рост ВВП снизился с 1,9 до 1,3%.
— Угроза санкций вынуждает Россию увеличивать финансовые резервы.
Президенту Владимиру Путину становится ясно, что Россия не может ускорить свой экономический рост и одновременно строить баррикады, ограждающие ее от последствий будущих экономических санкций США.
Политическое руководство страны успешно обеспечило ему последнее, сократив расходы, ужесточив кредитно-денежную политику и направив дополнительные доходы от продажи нефти в резервные фонды. Но опубликованные во вторник данные показывают, что все это делается за счет экономического роста.
«Рост должен быть выше, но они готовятся к полной финансовой изоляции, — сказала внештатный научный сотрудник брюссельского исследовательского института Брейгеля Элина Рыбакова. — Сейчас они вообще не рассчитывают на внешние заимствования».
В третьем квартале рост экономики составил всего 1,3%, в то время как в предыдущие три месяца он был равен 1,9%. Об этом сообщила федеральная статистическая служба, сославшись на предварительные оценки. Опрошенные агентством «Блумберг» экономисты оценили показатели роста в 1,4%. После мартовских выборов Путин пообещал ускорить рост, который должен был превысить среднемировые показатели в 3,7%.
Путинское обещание ускорить экономический рост оказалось невыполненным, потому что Вашингтон все сильнее затягивает санкционную удавку на фоне расследования предполагаемого вмешательства в выборы. Услышав предложения конгресса, среди которых есть идея ограничить суверенный долг и осуществить жесткие действия против государственных банков, российское руководство, все еще ликвидирующее последствия введенных в апреле карательных санкций, решило принять чрезвычайные меры предосторожности.
Благодаря таким мерам Россия сегодня лучше защищена от внешних потрясений, чем в 2014 году, когда были введены первые американские санкции. Рост доходов от продажи нефти в этом году сделал Россию единственным крупным развивающимся рынком, где налицо бюджетный профицит и активное сальдо текущего платежного баланса, сказала Рыбакова.
Однако это бремя переложили на плечи потребителей, которым приходится выдерживать основную нагрузку от роста инфляции, вызванной 15-процентным падением курса рубля в этом году по причине неопределенности ситуации из-за санкций. А увеличение НДС в 2019 году с целью финансирования расходов еще больше обострит обстановку.
Такой консервативный подход подвергается критике за то, что он препятствует росту без всякой на то необходимости. Политика Министерства финансов, которое откладывает дополнительные доходы от продажи нефти на черный день, весьма полезна для бюджета, однако экономика при этом лишается «огромного ресурса», как выразился во вторник на конференции главный экономист государственного Внешэкономбанка Андрей Клепач.
Министерство экономики заявляет, что притоку инвестиций с июля по конец сентября препятствовало ослабление валюты и усиление неопределенности. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина сказала на прошлой неделе репортерам, что ее задача состоит в том, чтобы не допускать «серьезное внешнее давление», сдерживающее рост в России.
Что говорят наши экономисты…
«Санкции тормозят инвестиции и производительность. Очередное геополитическое потрясение в начале 2019 года может привести к сокращению экономики, потому что повышение инфляции уже ударило по спросу».
— Скотт Джонсон (Scott Johnson), издание «Блумберг Экономикс» (Bloomberg Economics)
В сентябре Центробанк впервые с 2014 года поднял проценты по займам, что может навредить экономике. Набиуллина заявила на прошлой неделе, что «временное» повышение ставок не должно вызывать озабоченность. Из-за этого многие предположили, что в декабре будет еще одно повышение.
«Цены на нефть по-прежнему довольно высоки, как и добыча нефти в России, и тем не менее экономика не может обеспечить рост, превышающий 1-2%, — написал Тимоти Эш (Timothy Ash), работающий стратегом в лондонской фирме по управлению активами „БлюБэй" (BlueBay). — Откровенно говоря, если бы санкции были неэффективны, российская экономика показывала бы намного лучшие результаты».
В подготовке статьи участвовала Зоя Шилова.