Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Handelsblatt (Германия): Россия намеревается с помощью нового топлива произвести революцию в атомной энергетике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на Чернобыль и Фукусиму, российская корпорация «Росатом» делает ставку на ядерную энергию, пишет немецкое издание. Разработав новую технологию и совершив прорыв в области безопасности, Россия собирается произвести переворот на рынке. Чудесное средство называется «толерантное топливо», оно призвано восстановить положительный имидж атомной энергии в мире.

Серый, пожелтевший бетон, пустые проемы больших фасадных окон, огромные буквы, бывшие когда-то светящейся рекламой дома культуры «Энергетик» в Припяти, а теперь ставшие ненужными, медленно разъедаются ржавчиной.

На рассыпающихся ступенях лестницы не толпятся мужчины в темных костюмах и женщины в вечерних платьях и туфлях на высоких каблуках, стремящиеся не опоздать к началу представления. Вместо этого тополя пробиваются сквозь дыры в асфальте, метр за метром захватывая бывший советский образцово-показательный город.   

В 1986 году в Припяти жили 50 тысяч человек. Сегодня это место, лежащее к северу от украинской столицы Киева — город-призрак. Лишь иногда здешнюю тишину нарушают туристы.   

Вот уже несколько лет как туризм катастроф бурно развивается в этой местности, расположенной на расстоянии всего в несколько километров вокруг взорвавшегося реактора Чернобыльской АЭС. Постоянное проживание тут и спустя 30 лет после аварии невозможно — слишком велика радиация. Но кратковременные экскурсии для людей, желающих пощекотать себе нервы, считаются безопасными.

Саму опасность увидеть невозможно, о ней можно только догадываться.  Но последствия катастрофы здесь так наглядны, как лишь в немногих  местах на планете. Чернобыль стал первым тяжелым ударом по имиджу атомной индустрии. Второй был нанесен в 2011 году в японской Фукусиме.  

И там якобы высокая надежность станции оказалась фикцией, хотя Япония с технологической точки зрения находится на значительно более высоком уровне развития, чем в свое время Советский Союз.

Но несмотря ни на что, российская корпорация по атомной энергии «Росатом» продолжает делать ставку именно на эту опасную форму производства энергии. Она даже заявила, что стоит на пороге революции в ядерной энергетике. Якобы в скором времени будет создано новое безопасное топливо для АЭС. С его помощью Россия намеревается произвести переворот  на топливном рынке, сотрясаемом кризисами после катастроф в Чернобыле и Фукусиме.

Новые реакторы в России

После обеих аварий скептическое отношение к атомной энергии во всем мире усилилось. В Германии после катастрофы на АЭС Фукусима реализация уже давно принятого решения об отказе от атомной энергии была форсирована. Правительство канцлера Меркель аннулировало решения о продлении сроков эксплуатации атомных электростанций.

Но Россия этот тренд не поддерживает. В то время, как во всем мире доля атомной энергии среди прочих видов снизилась с 18 до 10 %, в России, по словам президента Путина, этот показатель должен возрасти с нынешних 18,9 % до 20 или даже 30 %.

В этой области наблюдается интенсивное строительство. В ближайшее время к уже существующим 35 АЭС должны добавиться еще 20 новых станций. При этом «Росатом»  развивает активность не только в собственной стране. Атомная энергия должна стать ходовым экспортным товаром, тем более что конкуренты, например, «Сименс», из этой технологической сферы выбыли.

Чтобы подстегнуть сбыт, Москва щедро раздает кредиты иностранным заинтересованным лицам. В настоящее время, например, в Белоруссии строится АЭС с российской техникой и на российские деньги. Кроме того, «Росатом» умело пропагандирует свои инновации.  

Так, недавно общественности была представлена первая в мире плавучая атомная электростанция. Судно называется «Академик Ломоносов», оно предназначено для мобильного энергоснабжения отдаленных местностей и в 2019 году должно быть отправлено к Певеку, считающемуся самым северным городом России.

Толерантное чудо-топливо

В Росатоме считают, что они совершили прорыв в технологии безопасности. Чудесное средство называется «толерантное топливо», оно призвано восстановить положительный имидж атомной энергии в мире.  

Самой главной задачей разработчиков толерантного топлива было исключить образование водорода, которое происходит при серьезных авариях. Об этом рассказал Александр Угрюмов, вице-президент по научно-технической деятельности топливной компании «ТВЭЛ» в интервью газете «Хандельсблатт».

Как сказал Угрюмов, именно это стало причиной катастрофы на АЭС Фукусима. Из-за цунами там прекратилась подача холодной воды, что привело к перегреву реактора и образованию водорода, который в конце концом взорвался.

«ТВЭЛ», дочернее предприятие «Росатома» — российский монополист в области производства ядерных топливных стержней. Предприятие занимает третье место в мире на этом высококонкурентном рынке, имея долю в 17 %. Концерн поставляет топливо для 72 реакторов в 14 странах мира — это бизнес, приносящий миллиарды. Разработав безопасное топливо, «ТВЭЛ» сможет значительно расширить свои позиции на рынке.

Что касается чисто технических вопросов, то тут российские ядерщики работают над новым топливом в четырех направлениях: во-первых, над жаростойким покрытием тепловыделяющих элементов (твэлов), во-вторых, над полной заменой оболочки твэлов, она будет сделана или из хромоникелевого сплава, или из композитных материалов. Четвертое направления — модификация самой топливной матрицы.

Скоро начнутся испытания

Первый вариант Угрюмов считает самым быстрореализуемым, испытания должны быть проведены в ближайшее время на тестовом реакторе в Димитровграде на Волге. Первое толерантное топливо можно будет предлагать клиентам на коммерческой основе в 2020 или 2021 году.

Но, по словам Угрюмова, этот вариант, конечно, не решит всех проблем с безопасностью, потому что этот комплекс в атомном секторе весьма обширен, и многое зависит от «человеческого фактора». Но разработка толерантного топлива, помимо прочего, служит именно тому, чтобы в аварийных ситуациях держать этот фактор на стабильном уровне.

По мнению Угрюмова, успешное внедрение этих технологий позволит исключить сценарии с тяжелыми последствиями. Другими словами: катастрофы будут исключены.

Российский эколог Владимир Сливяк настроен в этом отношении скептически. «Они много об этом говорят, но как обстоят дела на самом деле, мы не знаем», — сказал он и пожаловался на непрозрачность деятельности корпорации по атомной энергии. По словам эколога, исследования в области толерантного топлива начались в России по сравнению с другими странами относительно поздно, поэтому такой внезапный прорыв по меньшей мере сомнителен.   

Действительно, конкуренты из таких компаний, как Westinghouse, General Electric и Framatome, уже давно ведут исследования в этой области. Говорят, что тесты на безопасность продлятся там до 2025 года. И тут вдруг оказывается, что «Росатом» всех обогнал.

Сомнения в безопасности

Сливяк указывает еще и на то, что проблема с хранением отходов толерантного топлива не решена. В России складированием отходов занимается химический завод «Маяк». С точки зрения «Росатома», это самый экономичный вариант, однако в прошлом это предприятие вызывало нарекания общественности, в том числе и международной, из-за многочисленных аварий и выбросов радиации.  

По мнению Сливяка, вопрос с  хранением атомных отходов станет одним из самых серьезных вызовов будущего. Как считает эколог, без окончательного решения проблемы полной утилизации отходов атомная энергия будет бомбой с тикающим часовым механизмом.

И тем не менее, обещание сделать безопасными хотя бы реакторы может придать отрасли  второе дыхание. А «Росатому» для дальнейшего роста требуются рынки сбыта за границей.

В настоящее время по всему миру работают 450 реакторов, строится 60 новых и, по сведениям Угрюмова,  планируется строительство еще 150-160. По расчетам «ТВЭЛа», потребность в уране до 2035 года возрастет с нынешних 65 тысяч тонн до уровня от 94 до 122 тысяч тонн.  Показательно, что на биржах уран в этом году взлетел в цене. В настоящее время цена за фунт урана достигла почти 30 долларов.

После спада, вызванного событиями на АЭС Фукусима, и у «Росатома» дела опять пошли в гору: в ноябре концерн заключил контракт на 4,3 миллиарда долларов с China International Import Expo о строительстве двух новых блоков реакторов на Тяньваньской АЭС недалеко от город-миллионника Ляньюньган на Желтом море. Ядерное топливо для реакторов также будет поставлять Россия.

У «Росатома» обширные планы

И в Европе у «Росатома» обширные планы: в Финляндии и Венгрии концерн участвует в возведении новых объектов. Кроме того, «Росатом» подал заявку на участие в тендере по строительству новых блоков для атомной электростанции в чешском городе Дукованы. Новые реакторы оцениваются на сумму от 10 до 12 миллиардов евро.

Конкуренция будут серьезная: помимо «Росатома», в тендере участвуют американцы, французы, китайцы, японцы и южные корейцы.

Презентация «безопасного» топлива может стать хорошей рекламой для русских. Ведь построенный еще в советские времена реактор в Дукованах недавно попал на первые страницы газет из-за остановки системы, которую произвели из соображений безопасности.