Лишь за последние пять месяцев упало два «Боинга-737 Макс», и число жертв достигло 346 человек. Пассажиры и авиакомпании хотят знать, чем вызваны аварии новой модели одного из ведущих мировых производителей, и связаны ли они друг с другом. В понедельник, на следующий день после крушения борта «Эфиопских авиалиний», акции компании «Боинг» упали на 5%, а Китай, Индонезия и ряд других авиакомпаний объявили о приостановке эксплуатации.
Однако ряд аналитиков и эксперты по безопасности считают, что никаких доказательств серьезных недочетов у лидера продаж — компании «Боинг» — нет.
«Имеющиеся данные не подтверждают факт посадки этого самолета», — заключил Джон Голья (John Goglia), бывший специалист по расследованию несчастных случаев и член правления Национального совета США по безопасности на транспорте.
Вероятно, на прибылях «Боинга» катастрофы также никак не отразятся. По словам Ричарда Абулафия (Richard Aboulafia), аналитика группы «Тил» (Teal Group), поставки вряд ли будут отозваны, если только от самолета не решат отказаться другие авиакомпании. По его словам, большинство авиакомпаний, запланировавшие крупные закупки новых узкофюзеляжных лайнеров, заказы уже разместили. «Отменять их никто не собирается, ведь нет ничего, что могло бы указать на изъяны в конструкции самолета».
29 октября, менее чем за полгода до крушения лайнера «Эфиопских авиалиний» разбился «Боинг-737» индонезийской авиакомпании «Лайон эйр» (Lion Air). Причину первой аварии следователи еще не установили, однако эксперты по безопасности говорят, что есть все основания подозревать, что сказался уровень подготовки пилотов и их опыт. Тот же вывод можно сделать и из крушения в Эфиопии.
Рейс 302 «Эфиопских авиалиний» потерпел катастрофу в воскресенье спустя шесть минут после взлета из Аддис-Абебы. Спутниковые данные позволяют предположить, что пилоты потеряли контроль над самолетом. Как и при крушении «Лайон эйр», скорость подъема эфиопского борта беспорядочно менялась, нос поочередно взмывал вверх и опускался. Самолет работал на высокой тяге, и по периодам с высокой скоростью набора высоты Голья заключил, что командир, возможно, отключил автоматическую балансировку тангажа, которая ранее стала предметом расследования крушения индонезийского лайнера. При этом самолету удалось подняться лишь на 370 метров, после чего он рухнул, достигнув опасной скорости 700 километров в час.
Хотя «Эфиопские авиалинии» имеют надежную репутацию, компания быстро расширяется на фоне роста спроса на услуги пилотов по всему миру. В этой связи эксперты сомневаются, что у экипажа рейса 302 было достаточно опыта. По сообщению «Эфиопских авиалиний», у второго пилота, Ахмеда Нур Мохаммод Нура, было лишь 200 часов налета. Для сравнения, в США для того, чтобы занять место второго пилота коммерческой авиалинии, требуется не менее 1 500 часов.
29-летний Яред Гетачев считался самым молодым командиром «Боинга-737» в «Эфиопских авиалиниях», сообщили родственники. По данным авиакомпании, у него было более 8 000 часов налета, для его возраста это вполне прилично, говорит Кит Макки (Keith Mackey), консультант по безопасности из Флориды, бывший пилот и специалист по расследованию воздушных происшествий. Можно ли считать его опыт достаточным, зависит еще и от того, на каких самолетах он летал ранее — на более автоматизированных «аэробусах» или «Боингах 737» более старых моделей — и сколько. Подробности же летного опыта Гетачева еще не обнародованы.
Индонезийские эксперты, расследующие крушение борта «Лайон эйр», пришли к выводу, что у пилотов возникли трудности с автоматикой, которая включилась из-за ошибочных показаний датчика угла атаки и увлекла самолет в пике.
Повлияла ли система предотвращения падений, также известная как «Система улучшения характеристик маневрирования по тангажу» (MCAS), на исход эфиопской катастрофы, пока не установлено.
Между тем, на «Боинг» уже посыпались обвинения, что компания не проинформировала пилотов о новшествах в системе MCAS, запущенных на модели 737 Макс. Представители «Боинга» возразили, что в руководствах для пилотов имеются подробные инструкции, как блокировать системы регулировки тангажа, которые автоматически разворачивают самолет носом вниз (в том числе MCAS).
В понедельник Федеральное управление авиации США заявило, что для отказа от эксплуатации «Боинга-737 Макс» пока нет причин. Выпуск нового программного обеспечения для MCAS ожидается к концу апреля.
Макки и Голья отмечают, что пилоту с достаточном уровнем подготовки распознать звуковые и визуальные предупреждения и отключить систему регулировки тангажа вполне по силам. «Это ставит их компетентность под сомнение, — говорит Голья. — Тут есть в чем усомниться, помимо исправности самолета».
Авиаперевозки стремительно развиваются по всему миру: рост благосостояния дает пассажирам излишек средств, а совершенствование реактивных двигателей позволяет авиакомпаниям снижать стоимость билетов. По различным прогнозам, к 2037 году годовое количество авиапассажиров в мире удвоится до 8,2 миллиарда, причем 54% роста придется на Азиатско-Тихоокеанский регион. Следовательно, авиакомпании в развивающихся странах стремительно расширяются, и спрос на пилотов растет.
«Многих волнует профессионализм нанимаемых пилотов», — отмечает Голья.
В странах, где военная и частная авиация слабо развита, управление воздушными судами доверяют пилотам, у которых по сравнению с западными коллегами мало часов налета, отмечает Макки. Эти же обстоятельства ограничивают приток квалифицированных механиков, что, в свою очередь, влечет за собой систематические проблемы с обслуживанием в растущих авиакомпаниях.
По данным Национального комитета по безопасности перевозок в Индонезии, датчик угла атаки самолета «Лайон эйр» уже четырежды срабатывал неверно и накануне катастрофы был заменен.
«Боинг» и «Эйрбас» автоматизируют все больше функций, при этом значительная часть их лайнеров идет в молодые авиакомпании из развивающихся стран. На то, чтобы не афишировать новшества в автоматике у «Боинга», есть свои причины, отмечает Макки. «„Боинг" стремится не загружать пилотов лишним объемом информации. Там полагали, что все будет происходить автоматически, и что подробностей экипажу знать не обязательно, — считает Макки. — Теперь „Боингу" за это влетело. Это сложный вопрос».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -3 Чем больше Боингов грохнется - тем меньше возможностей у америкосов завалить наш МС-21. Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 0 Paranoid, Не гоже так говорить,там люди погибли... 
| 0 tatar, я с Вами почти согласен, но американцы открыто радовались, когда у нас в Москве 90-х в метро, дома взрывали... Кстати, Вы так молоды или просто не помните ? 
| 0 tatar, Их УБИЛ американский самолёт! 
| 0 Paranoid, зачем же им (про взрывы в метро и домов) уподобляться? Не берите их грех на душу. 
| 0 Paranoid, не знаю сколько Вам годов от роду,но я уже полноценный дед...события 1999-го помню как вчера было,но я не о том... Надо чуть выше быть,не пляски строить на костях,хоть я и понимаю что смерть любого гражданина теплей страны многим забугорцам в радость-но мы надеюсь не такие...а касательно конкуренции среди авиапрома,конечно я буду делать своему только успехов,но эта трагедия не есть площадка для таких споров,диспутов и прочего...кстати,сам обслуживаю компоненты эвакуационного оборудования ВС линеек А319/320/321 vs В737 classic vs SSJ-100 и очень редко Тu-204/214...ничего нашего нет,вот что ещё обидно 
| 0 Paranoid, Они сразу после индонезийского инцидента начали давить санкциями МС-21! 
| 0 Paranoid, конечно, надо пользоваться случаем и убирать авиацию США с этого сегмента рынка авиаперевозок. И заменять их нашими российскими изделиями последнего поколения, которые их превосходят и по "цене-качеству", и по надежности, и по другим показателям эффективности работы. Хотя, людей, конечно, жалко. Но раз уж сами США со своим Боингом виноваты - пусть теперь и получают за это "по полной" от всех заинтересованных в их падении. 
| 0 Paranoid, а то, что при этом погибнут люди вас совсем не волнует? 
| 3 "Лишь за последние пять месяцев упало два «Боинга-737 Макс»" ------------------------------------------------------------- Странно,очень странно. В первой катастрофе погибло 189 человек и среди них 20 чиновников министерства Индонезии. Вот второй катастрофе погибло 157 человек и среди них 19 сотрудники ООН. Не надо придумывать про ракету системы "Бук" на Донбассе,или идиотскую версию про внезапно спятившего пилота и направившего самолёт в гору.Может это система дистанционного перехвата управления в действии? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 mig, это был внезапно спятившиший пилот системы "Бук". 
| 1 mig, было бы удивительно, если бы не воспользовались такой возможностью - перехватывать управление самолётов. 
| 1 mig, Про тот Боинг, что упал в океан весной 2014 уже что-то накопали интересного. 
| 0 liova01, По опубликованным документам у индонезийского боинга проблемы были не в экипаже - он несколько раз вытягивал самолет при попытке возвращения из сваливания в штопор. Они пытались вернуться на аэродром, но у самолета были какие-то проблемы с системой управления и ориентации. 
| 4 Угу... Падение Боинга никак не связано с Боингом. А СМИ такие независимые от олигархов... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 2 Vasiliy5731, погоди, сейчас найдут русский след русских хакеров, после чего введут новые санкции! 
| 0 Alexxandro, даже не удивлюсь 
| 0 Alexxandro, Вроде, начал прослеживаться американский след в первой малайзийской катастрофе. Во второй он и так виден. 
| 3 ага - полная автоматика, которая еще и по рукам пилотов бьет, если они пытаются пилотировать сами... но на прибылях это же не сказалось - ведь самолеты-то не в еврорейхе упали, а где-то там, вдали, на краю земли? помнится, когда у нас самолет упал, западенские сми шустро нашли и "виновных" и про "пьяных пилотов" рассказали минут через десять... Данные трехлетней давности: Согласно данным открытых источников, с самолетами Boeing 737 произошла в общей сложности 171 катастрофа (с учетом ЧП 19 марта 2016 г.), в результате чего погибли 4 тыс. 597 человек. С начала эксплуатации Airbus A320 с самолетами этого типа (включая модификации A319 и A321) произошло 13 катастроф (без учета происшествия 31 октября 2015 г.), приведших к гибели 1 тыс. 101 человека на борту. За три прошедших года список сильно пополнился - но от заказов никто не отказывается, потому как или боинги - или аэрбасы - остальных с рынка "свободного" просто выкинули или не пускают Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 Alexxandro, ведь самолеты-то не в еврорейхе упали, а где-то там, вдали, на краю земли? - аргумент так себе. во первых, попало в ящик, во вторых - пассажиры то гейропейцы... 
| 0 a--z, так это ваще кошмар - какие-то дикари стали виновниками смерти белых господ!!! 
| 0 Alexxandro, Штатники на МС-21 наехали! Запретили композит покупать уже сертифицированный. Придётся свой делать. А это время. 
| 0 liova01, сделаем свой - не будем покупать их, кто выиграет в итоге? 
| 0 Alexxandro, Это Боинг выдал дикарям орудие убийства! 
| 0 Alexxandro, Я и говорю, что за этот рынок стоит побороться. Будем продавать свои лайнеры тем, кто покупляет наши ЗРК. И обслуживание наших лайнеров проводить на базах обслуживания МиГов. 
| 0 Alexxandro, Сделать может много кто. Это не проблема. Проблема - продать. Это цитата (по памяти) из великого советского нелегала Конона Молодого. Он на свою деятельность, в основном, сам и зарабатывал. Потому что хорошие продажи снижают себестоимость. Сильно снижают. Аэробус прекратил выпуск летающих скотовозов на много сотен пассажиров. Думаю, что и Боинг Дримлайнеры прикроет. 
| 3 Вот,летайте самолетами Боинг. Отечественные похоронили, а ведь они были не плохи! Они убрали в лице России конкурента , и при падении только сожалеть будут, а вы летайте, и мы к сожалению... 
| 1 В кабине пилотов на В737 любой модели два пилота,левый(командир) и правый что второй пилот....и где должен набрать второй пилот опыта налета в 1500 часов??? На "Сесне" или "Ми-2"??? Даже CRG и ATR не совсем подходят, один по типу двигателей,другой по габаритам... Набираться опыта можно только на однотипных(очень сходных) А319/320/321 или на В 737 classic(200/300/400/500),B737-800/900 
| 0 Пока директору будет лично экономически выгодно покупать эти самолеты - будут покупать, нужны они или нет. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 edm, если страховые компании откажутся страховать боинги или поднимут страховку - экономически их будет не выгодно покупать))) 
| 0 a--z, выкрутятся . 
| 1 edm, есть одна или даже две очень большие проблемы касательно летного парка наших авиакомпаний....первое-это регистрация планеров где угодно, очень удобно на Бермудах,тогда работаем по нормам авиационных властей EASA+ещё 4-ре страны,FAA,властей Канады....90 процентов авиапарка не регистрации RA-,а VQ-...и даже бизнес джеты с Российской регистрацией будут делать форму у буржуинов,потому как ТО нашего авто мы делаем у дилера,а эти пташки будут летать в Берлин,в Латвию и т.д. 
| 0 edm, а кто мешает Боингу создать свою страховую компанию? Для страховки Боингов. 
| 2 между тем в ес запретили полеты боинга. на самом деле, аргумент про плохих пилотов не имеет смысла, потому что такие лайнеры должны быть рассчитаны даже на таких пилотов, а уже второй случай не просто заставляет задуматься...."более автоматизированный" аэробус уже подсчитывает барыши... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 a--z, Слышал, что малайзийский Боинг, что рухнул в океан, вроде, пролетал над районом учений штатовского флота... 
| 0 Вранье в статье. Еще одно паение боинга и это уже полностью их похоронит. Кстати уже европа закрыла небо для боингов этой марки. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Колорад, сепарюга и сочинский олимпиец, Надолго ли? Трамп ещё не приказал снять запрет? 
| 0 Колорад, сепарюга и сочинский олимпиец, Да ладно! Сколько DS-10 рухнуло? То люк багажного отсека в полете откроется, то двигатель на взлете отвалится. Пока Никсона не сковырнули - все успешно прикрывалось. Потом, конечно Дуглас по миру пустили, за такие художества. Кстати. Поглотил фирму Дуглас как раз Боинг... 
| -1 Боинг посчитал что не надо загружать пилотов, ну подумаешь упадут несколько самолетов и все го то. Пока два упало, и принесли извинения, все же нормально, бизнес, ничего личного. Из всех стран только 4 оказались способны защитить свой народ и закрыли полеты этих Мах Боингов, Китай несет огромные убытки, но свое население не подвергает опасности. А вот Россия не отказыватся от полетов, потому что деньги превыше всего. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 3 sergeivanovich, Это глупые русские три, с лишним, десятка лет возили систему самоспасения экипажа в Союзе. Штатники этим не заморачиваются. Они свои экипажи убивают, ежели что не так. Нищая страна! На безопасности экономит. 
| 0 sergeivanovich, Авиакомпания S7 приостановила полеты двух В737 МАХ 8. Других, вроде бы, нет. А вот чинуши тормозят, как обычно. Надо бы и воздушное пространство закрыть, чтобы это чудо (транзитное) на голову не рухнуло.
Показать новые комментарии (0)Paranoid
tatar
Paranoid
liova01
Вероник
tatar
liova01
zigor.2016
afannick0616
mig
Paranoid
Мурёнка
liova01
buhjr.a.78
Vasiliy5731
Alexxandro
Vasiliy5731
liova01
Alexxandro
a--z
Alexxandro
liova01
Alexxandro
liova01
liova01
liova01
Сидор
tatar
edm
a--z
edm
tatar
liova01
a--z
liova01
Колорад, сепарюга и сочинский олимпиец
liova01
Vdumchivy
sergeivanovich
liova01
Vdumchivy
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)