Визит Путина в Марокко 7 сентября 2006 года был во многих отношениях исключительным событием, и не только как первый после распада СССР визит российского президента в эту страну (ему предшествовал только визит главы СССР Леонида Брежнева в 1961 году). Дело в том, что Путин в принципе редко интересовался африканскими странами, за исключением Алжира, который посетил за шесть месяцев до Марокко, то есть 10 марта 2006 года, и Египта, где был годом ранее 26- 27 апреля.
С тех пор российский президент посетил Ливию (2008 год), Египет (2015 и 2017 годы) и в июле 2018-го отправился в Йоханнесбург для участия в 10-м саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Потом возникла идея организовать первый в истории страны российско-африканский саммит, который пройдёт 24 октября в городе Сочи на побережье Черного моря.
Москва делает все возможное, чтобы максимизировать выгоды от беспрецедентного события. Высшие чиновники Краснодарского края и фонд «Росконгресс», отвечающие за организацию саммита «Россия-Африка», рассчитывают принять не менее 10 000 человек, включая тысячи бизнесменов и африканских лидеров. На данный момент 35 государств Африки официально подтвердила свое участие в мероприятии.
От каких российских чиновников зависит успех Путина на саммите?
По словам специального представителя президента России по Ближнему Востоку и странам Африки Михаила Богданова, саммит планируется проводить каждые два-три года. Зимой его визиты на континент участились в рамках поддержки усилий министра иностранных дел Сергея Лаврова по созданию дипломатических и торговых условий, необходимых для укрепления сотрудничества между сторонами.
Богданов посетил Египет, Кению, Танзанию, Центральноафриканскую Республику и Судан, где перед ним стояла задача восстановить двусторонние отношения после свержения Омара аль-Башира. Кроме того, он присутствовал на инаугурации президента Мадагаскара Андри Раджоелины и президента Мавритании Мохамеда ульд Газвани. Тем временем Лавров совершил турне по арабскому Магрибу, где его принял король Мухаммед VI.
Путин поручил своему помощнику по внешнеполитическим вопросам Юрию Ушакову наблюдать за подготовкой к саммиту, и хотя он не специалист по Африке, российский президент ему доверяет.
Ввиду важности события было проведено первое заседание Оргкомитета, учрежденного по указу президента. Встреча прошла при участии чиновников из министерств иностранных дел, финансов, экономического развития, промышленности и торговли, администрации Краснодарского края, Российского экспортного центра, фонда «Росконгресс» и других ведомств.
На саммите будет присутствовать еще один высокопоставленный чиновник — Андрей Кемарский, который в январе в Хартуме принял участие в конференции, посвящённой конфликту в Центральноафриканской Республике.
В состав российской команды также входит ряд бывших и нынешних послов, в том числе руководитель Российского экспортного центра Андрей Слепнев и сотрудники Института Африки РАН, директор которого Ирина Абрамова лично принимает участие во встречах. Согласно экспертам, саммит состоится благодаря целому ряду шагов, направленных на то, чтобы Москва не отставала от Китая.
Процесс подготовки саммита не обошелся без участия таких важных фигур, как почетный президент Института Африки Российской академии наук Алексей Васильев (историк, арабист, специалист по Ближнему и Дальнему Востоку), политический эксперт Евгений Корендясов, занимавший пост посла Советского Союза и России в нескольких африканских странах, и посол России в Греции Андрей Маслов. Все трое являются координаторами доклада «Россия-Африка: общий взгляд в 2030 год», который будет представлен в Сочи и послужит основой для будущих дискуссий.
Первый российско-африканский саммит: общие интересы способствуют сближению
Российские интересы
Экономические санкции, введённые Западом против Москвы после аннексии Крыма и конфликта с Украиной, побудили Россию проявить интерес к 54 африканским странам, которые имеют около трети голосов в Генеральной Ассамблее ООН и, таким образом, представляют собой полезный блок для Москвы. Польза была продемонстрирована в 2014 году, когда 58 стран воздержались от голосования по резолюции, осуждающей аннексию Крыма. Среди них оказались Египет, Алжир, ЮАР, Мали, Руанда, Сенегал и Габон.
Благодаря войне в Сирии увеличились поставки российского оружия на континент. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), россияне стали крупнейшим экспортёром оружия в Африку (35%), большую часть которого получили Алжир, Марокко, Египет и Нигерия. За Россией следуют Китай (17%), Соединенные Штаты (9,6%) и Франция (6,9%).
В июне британская газета The Guardian рассказала о содержании «очень секретных» российских документов, в которых отражена роль бизнесмена Евгения Пригожина. Известный как «повар Путина» и основатель частной военной компании «Вагнер», Пригожин при сотрудничестве с высокопоставленными чиновниками министерств иностранных дел и обороны России работает над тем, чтобы превратить африканский континент в стратегический плацдарм и предотвращать там прозападные восстания.
Благодаря деятельности Пригожина Москва укрепила отношения с Суданом, Мадагаскаром, Центральноафриканской Республикой, Южноафриканской республикой, Зимбабве, Ливией, Южным Суданом, Чадом, Демократической Республикой Конго и Замбией.
Согласно просочившимся документам, Россия планирует работать и в других африканских странах, таких как Мали, Уганда, Экваториальная Гвинея и Египет. Утечки произошли из центра, возглавляемого бывшим российским нефтяным магнатом и противником Кремля Михаилом Ходорковским. Он принадлежал к олигархической элите до того, как Путин заключил его в тюрьму, и сейчас живет в изгнании в Лондоне.
Африканские интересы
Со своей стороны многие африканские правительства стремятся диверсифицировать свои внешнеполитические отношения. В их интересах выслушать русского медведя, который утверждает, что не колонизировал Африку и поэтому не может действовать в ущерб этим странам, как это делают западные державы. Он воздерживается от открытого вмешательства, чтобы не отдалить от себя нынешних и потенциальных союзников.
В 2015 году в Россию стали приезжать главы африканских государств, включая президента Зимбабве Роберта Мугабе (2015), марокканского короля Мохаммеда VI (2016), свергнутого президента Судана Омара аль-Башира, президента Гвинеи Альфы Конде (2017), президента Центральноафриканской Республики Фостен-Арканж Туадера (2018), президента Сенегала Макк Салла, главы Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси (2018), нынешнего президента Зимбабве Эмерсона Мнангагва, лидера Анголы Жоау Лоуренсу и президента Конго Дени Сассу-Нгессо (2019).
За последние четыре года Россия заключила около 20 соглашений о военном сотрудничестве со странами континента: Гвинеей, Центральноафриканской Республикой в 2017 году, Египтом, Буркина-Фасо, Демократической Республикой Конго в 2018 году, Суданом, Мали и Республикой Конго в 2019 году.
Москва также подписала меморандум с Сообществом развития Юга Африки (16 государств), российские военные советники находятся в Гвинее-Бисау, а президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера поддерживает тесные связи с Россией, доказательством чего является подписанное в октябре 2017 года соглашение о добыче алмазов, золота и урана в обмен на военную поддержку.
Благодаря опыту, полученному в ходе чеченской войны, африканские страны видят в России надежного партнера по борьбе с терроризмом. Особенно это касается Нигерии и Марокко. У России есть множество рычагов для усиления своего влияния на континенте, таких как сотрудничество в области безопасности и обмен разведданными.
Экономическая конкуренция. Русский медведь стремится догнать гигантов в Африке
«Долгое время внешняя политика России в отношении Африки не могла достичь практических успехов, но она способна помочь Африке решить существующие проблемы и извлечь пользу из огромных ресурсов континента», — считает бригадный генерал и посол Зимбабве в России Майк Николас Санго.
Кремль надеется, что на предстоящем сочинском саммите будет подписано множество контрактов для стимулирования торговли. В конце концов, Москва по-прежнему является «экономическим карликом», чей торговый оборот с континентом составляет 17 миллиардов долларов в год по сравнению с 200 миллиардами долларов китайского гиганта.
Максим Черешнев, председатель Совета России по внешней торговле и развитию международных экономических отношений, отмечает, что передовые сельскохозяйственные, технологические, медицинские, логистические, инфраструктурные проекты, а также энергосберегающие технологии открывают реальные перспективы для укрепления экономического сотрудничества между Россией и Африкой.
Президент России Владимир Путин хочет, чтобы его страна играла ведущую роль на континенте от Африки к югу от Сахары до Магриба на севере, как это было во время холодной войны. Подтверждением тому стало заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на совместной пресс-конференции со своим ивуарийским коллегой Марселем Амон-Тано: «Российско-африканский саммит придаст импульс развитию отношений между двумя сторонами и сформулирует повестку дня для их дальнейшего сотрудничества».
Согласно информации на официальном сайте президента России, особое внимание на саммите будет уделено текущей ситуации, перспективам отношений Москвы с африканскими странами, а также расширению политического, экономического, технического и культурного сотрудничества. Будет обсуждаться широкий круг вопросов международной повестки дня, включая совместное реагирование на новые вызовы и угрозы, а также укрепление региональной стабильности. В конце встречи участники подготовят политическое заявление по ключевым направлениям российско-африканского сотрудничества.