Таможенный союз призван стимулировать торговлю. Страны-участницы не устанавливают тарифы на импорт товаров друг друга, в то время как продукция, завозимая из-за пределов союза, облагается налогом по единым ставкам. Эти правила защищают участников от внешней конкуренции и содействуют росту торговли внутри блока. Но что происходит, когда один участник значительно больше всех остальных вместе взятых?
Именно так обстоит дело в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который был образован в 2015 году. Хотя с самого начала не было никаких сомнений в том, что наибольшую пользу блок будет приносить России, благодаря данным МВФ о торговле за несколько лет мы можем определить, насколько ЕАЭС изменил структуру торговли между пятью государствами-членами, включая Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Оказалось, одна маленькая изолированная страна превзошла все ожидания.
В 2018 году торговля с Россией составляла 96,9% всей торговли в рамках ЕАЭС, а оставшиеся 3,1% приходились на торговлю между остальными четырьмя странами. С точки зрения других членов, это прогресс. В 2000 году, до образования ЕАЭС, общий товарооборот между пятью странами составил 14,1 миллиарда долларов. Из этого товарооборот между Россией и четырьмя другими членами составил 13,9 миллиарда долларов, что означает, что на долю России приходилось 98,6% торговли в рамках будущего блока.
Общий объем торговли между этими странами неуклонно рос в течение следующего десятилетия, достигнув пика в 73,1 миллиарда долларов в 2012 году. Затем региональный спад в 2014-2016 годах (вызванный падением мировых цен на энергоносители и западными санкциями в отношении России после ее аннексии Крыма) привел к резкому снижению торговли внутри ЕАЭС. В некотором смысле формирование ЕАЭС можно рассматривать как реакцию России на замедление экономического роста и как способ обеспечить себе «привязанный» рынок для своего экспорта. Тем не менее, даже после создания ЕАЭС в 2015 году общий товарооборот между странами-членами не смог восстановиться до уровня 2012 года. Перейдем к долям участников в торговле в рамках ЕАЭС.
Белоруссия теснее взаимодействует с ЕАЭС: около 51% общего объема внешней торговли страны приходится на других членов ЕАЭС (в основном на Россию). Правда, в начале нынешнего тысячелетия этот показатель был на уровне 60%. Фактически, за исключением Армении, у всех остальных членов ЕАЭС торговля со странами блока снизилась — как результат диверсификации. В частности, у Киргизии около 35% внешней торговли приходится на членов ЕАЭС. Этот показатель упал с 2007 года, когда был зафиксирован пик в 57%.
В случае с Россией доля в 2018 году составляла 8%, что является самым низким показателем среди членов ЕАЭС, и она немного снизилась с примерно 10% в 2000 году. Иными словами, несмотря на свою доминирующую роль в торговле внутри ЕАЭС, Россия меньше всего зависит от союза в плане внешней торговли.
Учитывая доминирование России, ЕАЭС не является традиционным таможенным союзом. Потоки капитала и рабочей силы из или в более мелкие экономики ЕАЭС в основном сосредоточены вокруг России. Вполне естественно, что маленькие страны ориентируются на гораздо больший российский рынок, вместо того чтобы расширять торговлю друг с другом. Что касается свободного перемещения рабочей силы, две страны извлекают из своего членства существенную пользу: мигранты из Армении и Киргизии ежегодно отправляют домой из России миллиарды долларов. Но с точки зрения торговли ЕАЭС в значительной степени является каналом двусторонних отношений России с остальными четырьмя государствами.