В последнее время все большее внимание мировой общественности приобретает так называемый «арктический морской путь», который через Россию связывает между собой Европу и Азию.
В связи с глобальным потеплением толщина арктических льдов в летний период уменьшилась почти вдвое. Предполагается, что оставшаяся половина льдов практически исчезнет в течение последующих 50 лет.
Такая перспектива, разумеется, вызывает серьезную обеспокоенность. Но если ее рассматривать с точки зрения бизнеса, то она обещает принести и огромные выгоды. Ведь для плавания судов полностью открывается арктический путь, который на 1/3 короче маршрута через Суэцкий канал, и значительно экономичнее с точки зрения затрат времени и необходимых расходов.
Кроме прочего, район арктических морей является кладовой природных ресурсов. Ожидается, что в ближайшие годы здесь развернутся широкомасштабные работы по их разведке и разработке. Введенные Россией в строй в прошлом году на Ямале мощности по производству и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) являются крупнейшими в мире.
Сегодня Россия под руководством президента Путина осуществляет обустройство арктических морских путей и освоение арктических природных ресурсов в качестве важной составляющей национальной стратегии. Вслед за Россией имеющие выходы к арктическим морям и соседние к ним государства тоже подключаются к этому процессу. Япония также входит в эту группу государств. В позапрошлом году весь мир удивил Китай, который объявил о стратегии «Арктического шелкового пути», призванного закрепить китайские интересы в этом регионе. В этом контексте и США, и Япония должны вырабатывать свою новую линию в Арктике.
Возводятся новые портовые сооружения, вводятся в строй новые аэропорты
В столице Камчатского края Петропавловске-Камчатском, приобретающем статус российского азиатского форпоста на арктических морских путях, одновременно осуществляются крупные инфраструктурные проекты. В 2022 году здесь предполагается открыть новый СПГ-терминал, расширить имеющиеся портовые сооружения, придав им международный статус, а также расширить до международного уровня существующий региональный аэропорт. Город и его окрестности славятся прекрасной природой, поэтому местные власти усиленно развивают здесь туризм.
Однако население Петропавловска-Камчатского составляет всего 180 тысяч человек, а полуострова Камчатка — лишь 300 тысяч. Возможности этого российского региона в осуществлении различных проектов в одиночку все же ограничены.
Наша выгода состоит в близости к этим краям
В октябре 2018 года в составе большой делегации японских бизнесменов и ученых с Хоккайдо я посетил Камчатку. Происходил активный обмен мнениями с представителями местных властей и деловых кругов по вопросам развития экономики региона, сотрудничестве в области промышленности, возрождении туризма и т.д. Тогда я остро почувствовал, насколько высоки у российской и японской сторон возможности для сотрудничества и взаимодействия.
От Камчатки до Хоккайдо всего 1600 километров. Это примерно такое же расстояние, какое отделяет нас от префектуры Кагосима на острове Кюсю. Чисто с географической точки зрения Хоккайдо может сыграть большую роль в развитии Камчатки, и можно надеяться, что она проявится в будущем. Лично я хотел бы в максимальной степени содействовать взаимному использованию тех выгод, которые могут дать сторонам наши двусторонние деловые отношения.
В ноябре этого года в Токио состоится международная встреча министров науки различных государств по вопросам Арктики. Одновременно будет проведен «Японский арктический форум». Оба эти мероприятия предоставляют Японии возможность продемонстрировать миру свои намерения в отношении Арктики. В то же время они позволят и нашему Хоккайдо заявить о своем желании войти в систему новых бизнес-возможностей, которое определяется нашей близостью к арктическому региону. Хотелось бы, чтобы нынешний год стал для Хоккайдо «первым годом эры великого арктического пути».
Эйсаку Накамура — президент общества «Хоккайдо в XXI веке» и директор одноименного научно-исследовательского института. Институт создан в 1973 году. В настоящее время имеет офисы в Саппоро и Токио. Среди учредителей института главная электроэнергетическая компания Хоккайдо — «Хоккайдо дэнрёку», газораспределительная компания «Хоккайдо гас», крупный банк «Хокуё гинко», морское пароходство "North Pacific", страховое общество «Хокуэй хокэн» и другие. Институтом и обществом проводится большая исследовательская и общественная работа по продвижению интересов Хоккайдо в Японии и на международной арене.