У побережья датского острова Борнхольм трубоукладчик Solitaire на медленном ходу держал курс на юго-запад — и внезапно оказался в центре мировой политики. Был декабрь 2019 года, на борту полным ходом шли работы. Моряки сваривали элементы труб и опускали их на глубину.
Все идет по плану, трубопровод на дне моря растет. Еще 160 км, и «Северный поток — 2» будет готов. Но незадолго до Рождества команда судна получила неожиданную новость. По распоряжению компании-оператора Allseas проект останавливается — причем, незамедлительно.
У руководства компании не оставалось выбора, хотя они были практически у цели: 1000 км трубопровода в Балтийском море уже проложены. Но правительство США пригрозило компании большими штрафами, если она продолжит строительство. Америка непременно хотела не допустить завершения строительства газопровода, по которому газ пойдет из России в Германию.
По мнению президента Дональда Трампа, Берлин из-за «Северного потока — 2» становится «заложником Москвы». В конце концов, Владимир Путин может в любой момент перекрыть поставки газа. Таким образом Германии грозит стать мишенью шантажа, опасается Трамп.
Трамп предлагает альтернативу: газ из Техаса, Алабамы или Оклахомы вместо газа из Сибири. Через Атлантику хотят экспортировать «молекулы свободы», отметили в министерстве энергетики США. Речь идет о «газе свободы». Звучит героически. Но так ли это на самом деле? Трамп действительно отстаивает независимость немцев? Или он просто хочет продавать американский газ?
«У Трампа, вероятно, есть задняя мысль», — считает Джованна де Майо из вашингтонского аналитического центра Брукингский институт. Для президента важно не только оградить союзников по НАТО от капризов Путина. «Он также хочет подтолкнуть европейские страны к тому, чтобы они покрывали свою потребность в энергетике при помощи СПГ из США», — отмечает эксперт.
Америка должна стать мировой газовой державой, — таков план Трампа. Пока страна является третьим по величине экспортером после Катара и Австралии, опережая Россию. Вскоре она должна стать «номером один» и снабжать всю планету.
Поэтому «Северный поток — 2» американцам ни к чему. Но Путин хочет продолжить строительство трубопровода даже без трубоукладчика Solitaire. «Северный поток — 2» запустят чуть позже, вероятно, в 2021 году, но он будет достроен, отметил недавно российский президент.
Трамп, вероятно, не станет сидеть сложа руки. Президент находится под давлением. Пожалуй, больше, чем когда-либо.
Причина: крах на газовом рынке. В прошлом году цены снизились в два раза, на прошлой неделе они были ниже уровня 2016 года. Газ сейчас трудно продавать, погода во многих странах теплее, чем прогнозировалось, люди мало отапливают свои дома. Кроме того, в мире просто-напросто слишком много сырья.
Трампу нужно срочно найти новых покупателей. И он возлагает надежды на Европу. Но там главенствует Газпром. Российский государственный энергетический гигант и собственник «Северного потока — 2» покрывает около 40% потребности европейцев в газе. США поставляют менее 15%. Преимущество россиян заключается в том, что они могут экспортировать свои «молекулы» по трубопроводам, в то время как американцам приходится отправлять их на танкерах через Атлантику. Это трудоемко и дорого.
Газ необходимо сильно охлаждать в американских портах (до —162 градусов), чтобы он перешел в сжиженную форму. Только тогда его безопасно перевозить. Продукт называется СПГ — сжиженный природный газ. Эти три буквы очень важны для американской экономики — и на политической повестке дня они стоят на самом верху.
Планы Трампа по энергетическому доминированию
После прихода Трампа к власти американский экспорт СПГ увеличился почти втрое. В Мексиканском заливе выросли ряды новых установок сжижения газа. Американские компании в последние годы добывают газ невероятными темпами.
Процветал фрекинг — спорный способ добычи путем разрыва гидропласта с закачкой смеси из песка, вода и химикатов для обеспечения притока газа к скважине. В 2018 году производство газа выросло на 12%, в 2019 году — на 10%. Америка переживает бум СПГ. Но без покупателей многочисленным буровым скважинам грозит консервация, а работникам — увольнение.
Все водонапорные башни и терминалы должны помочь США достичь «энергетического доминирования», выражаясь словами Трампа. Господство в газовой сфере — центральная тема его президентства. В этой сфере он издал целых четыре указа. Они смягчают экологические требования и ускоряют процессы выдачи разрешений, чтобы быстрее возводить башни для фрекинга.
Кроме того, власти США отправляют сотрудников в Азию и Африку, чтобы они там помогали при строительстве сооружений для добычи СПГ. Америка прилагает много усилий, чтобы нести в мир «молекулы свободы».
В этом нет ничего необычного. Президенты США часто активно вступались за продукцию своей страны. Трамп продвигает экспорт СПГ, как его предшественники продвигали продажу «Боингов» или соевых бобов. Для него это беспроигрышный вариант.
СПГ повысит политическое влияние США в мире и одновременно поддержит отечественную сырьевую промышленность. Для Трампа важен прежде всего второй пункт, потому что нефтегазовые компании считаются самыми верными спонсорами. А в этом году в Америке пройдут выборы.
За голоса, вероятно, боролся и человек, который начал кампанию против Solitaire. Эта инициатива исходила от сенатора-республиканца Теда Круза. Круз написал судоходной компании письмо, в котором предостерегал о «гнетущих и возможно смертельных» штрафных мерах, если работа над «Северным потоком — 2» продолжится.
Почему он это сделал? Неужели Круз заботится о Германии?
Более вероятно, что политик думает об экономическом благосостоянии своего штата Техас. Там, в гигантском Пермском бассейне, недавно снова нашли газ, для которого в скором времени потребуются покупатели.