В последние недели мировые энергетические рынки пали жертвой безумных ценовых скачков. Отреагировав на «тройной удар» в виде снижения спроса по причине остановки экономики из-за коронавируса, перенасыщения мирового рынка на 10 миллионов баррелей в день и ценовой войны между Саудовской Аравией и Россией, цены опустились с 60 долларов за баррель до исключительно низкой отметки, порой падая ниже 20 долларов. Особо острую боль испытал американский нефтегазовый сектор, в котором крупные нефтяные компании, фирмы средней руки, а также предприятия по обслуживанию месторождений уволили либо отправили в отпуска без содержания тысячи сотрудников. В Пермском бассейне на западе Техаса число работающих буровых установок сокращается, а количество банкротств растет. Все добывающие и производственные компании урезают сметы капиталовложений, а сдача участков в аренду практически сведена к нулю.
Означает ли это конец энергетического превосходства США? Остановится ли сланцевая революция, которая выдвинула Соединенные Штаты на первое место в мире по добыче нефти и газа? Вернемся ли мы в те времена, когда Америка была не чистым экспортером, а чистым импортером энергоресурсов? Будем надеяться, что нет. Но в условиях экономической и политической неопределенности мы должны реализовать ряд инициатив и внести некоторые изменения в политику, которые помогут нашей добывающей отрасли выстоять и сохранить конкурентоспособность в мировом масштабе.
Во-первых, президент Трамп и другие руководители должны убедить Саудовскую Аравию и Россию, что они ведут проигрышную игру, от которой пострадают все, включая Америку. Да, обе страны обладают значительными финансовыми резервами, которые способны смягчить удар от падения нефтяных цен. Однако эти ресурсы лучше направить на диверсификацию их экономик.
У себя в стране мы должны думать о долгосрочной перспективе. Нефть и газ никуда не денутся, по крайней мере, в ближайшие 50-60 лет. Когда мировая экономика начнет восстанавливаться после коронавируса, спрос на энергоресурсы быстро вырастет. Чтобы Америка могла удовлетворить этот растущий спрос, нам надо использовать время простоя для модернизации инфраструктуры транспортировки и переработки нашей нефти и газа. Например, в последние годы в сфере хранения и транспортировки в Пермском бассейне возникали узкие места из-за нехватки трубопроводных мощностей.
А когда увеличилась добыча природного газа на сланцевых месторождениях Марселлус и Ютика на северо-востоке, инвестиции в трубопроводную инфраструктуру там отстали. Из-за этого газ с месторождения Марселлус продается с 50-процентной скидкой по сравнению с ориентировочной ценой в газораспределительном центре Генри, в то время как Новой Англии приходится в больших количествах импортировать СПГ, причем порой из России. Чтобы ликвидировать эти узкие места, нужно ускорить процесс выдачи разрешений на строительство на федеральном уровне и на уровне штатов.
То же самое можно сказать об объектах СПГ и об экспортных терминалах. По прогнозам, спрос на СПГ за 10 лет достигнет 500 миллионов тонн в год, и ведущим потребителем станет Азия. Таким образом, если выдать разрешения и построить дополнительные технологические линии СПГ и соответствующую инфраструктуру, американские производители смогут захватить существенную долю этого рынка. Опять же, здесь необходимо оптимизировать нормы и правила, чтобы ускорить сооружение данных объектов.
Пересмотр Закона Джонса (Закон о торговом морском судоходстве от 1920 года) также поможет американским добывающим компаниям и потребителям. Этот закон существует почти 100 лет, и согласно его требованиям, для перевозки товаров между американскими портами должны использоваться только суда американской постройки, которыми владеют американские компании, а управляют граждане США либо постоянные жители, и суда эти должны ходить под американским флагом. Однако стоимость эксплуатации судна под американским флагом в среднем почти в три раза выше, чем судна под иностранным флагом.
Более того, нет ни одного газовоза, соответствующего требованиями Закона Джонса. Таким образом, потребители на северо-востоке не могут завозить имеющийся в большом количестве и недорогой сжиженный газ из портов Мексиканского залива. Транспортировка нефти это еще один дорогостоящий логистический кошмар для внутренних производителей, потому что в северо-восточные порты дешевле доставить нефть из Нигерии или Саудовской Аравии, чем с побережья Мексиканского залива.
Вопреки некоторым популярным комментариям, связанное с коронавирусом энергетическое бедствие вовсе не означает, что наступает конец эпохи органического топлива. Мировая экономика восстановится, а спрос на нефть и газ вырастет. Вот почему уже сегодня важно предпринять шаги для того, чтобы Америка сохранила свои позиции лидера на будущее.