ЛОНДОН — Лидерам «Большой двадцатки» необходимо срочно собраться для согласования расширенных и более скоординированных глобальных мер борьбы с кризисом сovid-19. Хотя во многих странах режим карантина сейчас смягчается, общемировое количество новых случаев заражения сovid-19 за сутки недавно достигло наивысшей (пока что) отметки, при этом продолжает нарастать разрушительное влияние пандемии на экономику, а в развивающемся мире возникают новые эпицентры пандемии.
Мы переживаем критический момент, потому что беднейшие страны в Африке, Азии и Латинской Америке столкнулись с чрезвычайной ситуацией в экономике и здравоохранении, которая требует немедленных действий. В помощи нуждается также разнородная группа стран со средним уровнем доходов. Совокупно эти страны представляют почти 70% мирового населения; на их долю приходится примерно треть мирового ВВП.
В предстоящие месяцы и годы нужды этих стран будут становиться лишь острее. Как ожидает Международная организация труда, во втором квартале 2020 года глобальное количество отработанных часов окажется на 10,5% ниже докризисных уровней, что эквивалентно потере более 300 миллионов рабочих мест с полной занятостью. Впервые в этом столетии начал расти уровень глобальной бедности.
Более того, глобальная рецессия может развернуть вспять продолжавшийся три десятилетия процесс повышения уровня жизни и, согласно оценкам, столкнуть в нищету 420-580 млн человек во всём мире. Всемирная продовольственная программа предупреждает, что covid-19, вероятно, удвоит количество людей, страдающих от острого голода; эта цифра достигнет 265 млн человек.
Кроме того, пандемия привела к возникновению величайшей в новейшей истории чрезвычайной ситуации в сфере образования: 1,7 млрд детей, то есть более 90% их общемировой численности, перестали ходить в школу из-за карантина. В бедных странах многие, возможно, вообще не вернутся туда. Миллионы детей, которые перестали получать школьное питание, начали голодать, а правительства, ограниченные в средствах, стали сокращать помощь, выделяемую на образование.
Мы приветствуем обещания финансирования на общую сумму $8 млрд, которые были сделаны на специальном виртуальном саммите 4 мая, для разработки вакцин, методов диагностирования и лекарств от covid-19. Мы призываем правительства и других финансовых доноров немедленно предоставить это финансирование. Впрочем, сделать нужно намного больше.
Глобальная координация особенно важна при разработке, массовом производстве и равноправном распределении любой вакцины, которая со временем появится. Такая вакцина должна быть универсально и свободно доступна, поэтому мы призываем все страны «Большой двадцатки» содействовать пополнению ресурсов Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (Gavi) на онлайн-конференции по сбору средств 4 июня.
Среди других мер, обязательно нужно наращивать мощности по тестированию на covid-19 и применять их в намного больших масштабах. Более тесное международное сотрудничество необходимо для увеличения ограниченных глобальных поставок жизненно важного медицинского оборудования и материалов. Развивающимся странам также надо оказывать помощь в укреплении их систем здравоохранения и социальной защиты. Наконец, страны «Большой двадцатки» должны откликнуться на призыв ООН защитить беженцев, вынужденных переселенцев и других лиц, которые зависят от гуманитарной помощи.
Из-за беспрецедентного ухудшения экономической и бюджетной ситуации во многих развивающихся странах уже более 100 государств обратились за помощью в Международный валютный фонд. И, вероятно, их число будет расти. Но хотя МВФ заявил, что этим странам необходимо $2,5 трлн на преодоление кризиса, пока что предоставлена лишь незначительная часть этой суммы.
Мы приветствуем добрые намерения, лежащие в основе плана действий «Большой двадцатки» по борьбе с covid-19, но мировые лидеры должны сделать больше.
Во-первых, облегчение долгового бремени 76 стран из Международной ассоциации развития (IDA) надо сделать радикально более масштабным, распространив его на обслуживание долга перед двусторонними и частными кредиторами до конца 2021 года. Кроме того, многосторонние кредиторы обязаны продемонстрировать, что они предоставляют новое чистое кредитование; в противном случае им следует также смягчать долговое бремя. А поскольку у частных кредиторов истекает время для добровольного предоставления льгот по возврату долгов, необходимо рассмотреть вероятность применения нового, обязывающего подхода.
В предстоящие месяцы дюжина развивающихся стран (или даже больше) вполне могут столкнуться с проблемами в обслуживании долга. МВФ следует начать подготовку к диалогу между заинтересованными сторонами.
Во-вторых, «Большая двадцатка» должна договориться о том, что необходимая поддержка в размере $2,5 трлн будет предоставлена. Для этого нужно, чтобы МВФ, Всемирный банк и региональные банки развития повысили потолок кредитования и грантов; в течение следующих 18 месяцев многосторонним банкам развития следует увеличить портфель выданных кредитов с $500 млрд до $650-700 млрд. Эти институты смогут действовать адекватно, если получат больше ресурсов и допустят более амбициозное применение своих капиталов.
Всё это делает абсолютным императивом новую эмиссию специальных прав заимствования (сокращённо СДР, это глобальный резервный актив МВФ) и передачу уже существующих, но неиспользованных СДР, а также вновь распределённых СДР тем странам, которым отчаянно нуждаются в поддержке. Новый выпуск СДР позволит предоставить $600 млрд мгновенно и более $1 трлн к 2022 году. «Большая двадцатка» должна организовать политическую поддержку этой меры и провести необходимую техническую работу, с тем чтобы можно было реализовать достигнутое соглашение сразу после его заключения.
На первом этапе кризиса covid-19 акцент делался на обеспечении ликвидности, защите занятости и чрезвычайных инвестициях в здравоохранение. Сегодня, когда власти стараются вернуть мировую экономику к докризисному уровню темпов роста, критически важным становится расширение бюджетной и монетарной координации.
Именно поэтому правительства должны рассмотреть возможность установления целевых показателей глобального экономического роста наряду с национальными целевыми показателями темпов инфляции. Зелёные инвестиции должны стать частью программ стимулирования; правительствам следует отдавать предпочтение тем инфраструктурным проектам, которые содействуют устойчивому развитию, тем самым помогая бороться с изменением климата.
Для того чтобы национальные правительства смогли получать жизненно необходимые доходы, мировые лидеры должны договориться о скоординированной стратегии по возвращению денег, которые теряются в налоговых офшорах. Страны должны автоматически обмениваться налоговой информацией; снять завесу секретности, окружающую бенефициарных собственников и трасты; наказывать страны, отказывающиеся соблюдать согласованные правила.
Covid-19 — это пробуждающий звонок для мира, который должен построить новую и более эффективную систему многосторонних отношений, подготовленную к решению проблем XXI века. Необходимо укреплять глобальную архитектуру здравоохранения и финансов, а также частично менять её для повышения нашей готовности и потенциала, позволяющих быстро и масштабно бороться с будущими кризисами. Дальнейшие действия «Большой двадцатки» по предотвращению углубления нынешней рецессии, вызванной пандемией, а также по смягчению её влияния на беднейшее население мира будут способствовать достижению этой цели. Мы призываем лидеров «Большой двадцатки» поддержать меры, которые необходимо предпринять безотлагательно.
Эрик Берглеф, бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития.
Гордон Браун, бывший премьер-министр и канцлер казначейства Великобритании.
Хелен Кларк, бывший премьер-министр Новой Зеландии, является бывшим администратором программы развития ООН.
Нгози Оконджо-Ивеала, бывший министр финансов Нигерии.