Таяние арктических льдов в результате глобального потепления будет способствовать освоению региона. Будучи страной, занимающей большую часть береговой линии самого северного океана Земли, Россия заинтересована не только в природных ресурсах региона, но и в создании нового торгового пути. Для этой цели было положено начало строительству самого большого и мощного атомного ледокола в мире, который обеспечит круглогодичную навигацию торговых судов в Арктике.

Работы по строительству судна начались в июле этого года на заводе «Звезда», расположенном на берегу Тихого океана в городе Большой Камень в 30 километрах от Владивостока по поручению президента России Владимира Путина. Контракт между консорциумом компаний во главе с нефтяной компанией «Роснефть» и компанией «Росатомфлот», принадлежащей российскому ядерному агентству «Росатом», был подписан в апреле прошлого года.

Новое судно, которое некоторые эксперты нарекли «плавучим городом», имеет длину более 200 метров. Оно будет называться «Россия», а по классификации но относится к новому типу ледоколов под названием «Лидер». Все эти факты характеризуют этот самый мощный в истории ледокол.

«Другого такого в мире нет», — гордится генеральный директор «Росатомфлота» Мустафа Кашка. Помимо своих впечатляющих размеров (209 метров в длину и 47,7 метра в ширину), «судно обладает исключительными техническими характеристиками, которые обеспечат ему круглогодичную навигацию в восточной части Северного Ледовитого океана».

Навигация будет обеспечена, даже если океан не оттает, потому как «Россия», этот «лидер Арктики», сможет раздробить слой льда толщиной более четырех метров. В движение его будут приводить два ядерных реактора РИТМ-400. Судно с водоизмещением 70 тысяч тонн способно развивать скорость до 22 узлов. Проект «Лидер» воплощает новое поколение российских ледоколов. С выходом ледокола «Россия», намеченным на 2027 год, Северный морской путь (Севморпуть) будет открыт в течение всего года.

После строительства «России» планируется построить еще два корабля с идентичными характеристиками, при этом строительство последнего из них будет завершено к 2033 году.

В декабре прошлого года на форуме «Арктика: настоящее и будущее» заместитель министра по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики России Александр Крутиков заявил, что к 2035 году ожидаемый объем перевозок по этому маршруту составит 160 миллионов тонн. Для сравнения: в 2018 году объем перевозок составлял 19,7 миллионов тонн. Россия планирует сделать этот Севморпуть международным. Помимо ледоколов класса «Лидер», план развития этого пути также предусматривает строительство более мелких атомных ледоколов, подобных судам проекта «Арктика», а также нефтяных и газовых танкеров. В 2019 году Путин заявил, что к 2035 году в России будет тринадцать тяжелых ледоколов, девять из которых будут атомными. Сегодня Россия — единственная страна в мире, у которой есть атомные ледоколы, из-за чего она имеет большее внимание в Арктике.

«Благодаря „России" и двум другим судам Северный морской путь станет экономически выгодным и доступным для перевозчиков», — сказал заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Это станет возможным, потому что новые ледоколы сможет прокладывать канал во льду до 50 метров, достаточный для навигации крупнотоннажных судов. По словам эксперта, строительство ледокола также станет стимулом для российского машиностроения и промышленности, потому как «оно является инновационным и подразумевает развитие высоких технологий, чтобы обеспечить усовершенствование судостроения».

«Россия» и другие суда проекта «сделают возможной круглогодичную навигацию по Северному морскому пути с коммерческой скоростью в районе 10-12 узлов», — сказал генеральный директор завода «Звезда» Сергей Целуйко после подписания договора на строительство.

Северный торговый путь значительно короче, чем пути, связывающие Европу и Азию через Суэцкий канал. Благодаря нему транспортные компании смогут сэкономить время и транспортные расходы. Некоторые страны — импортеры российского сжиженного газа из Арктики особенно заинтересованы в проекте. К их числу относятся Южная Корея, Япония и Китай.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.