Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Bloomberg (США): противостояние Apple и Tesla развернется в производственном цехе

Способность поставлять свой продукт является ключевым конкурентным преимуществом, и компания Apple знает это. С автомобилями все обстоит так же

© AP Photo / Ng Han GuanАвтомобиль Tesla Model S
Автомобиль Tesla Model S - ИноСМИ, 1920, 22.12.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что главным конкурентом Tesla станет компания, прежде не занимавшаяся автомобилями, было в некотором смысле неизбежным. Apple представляет собой идеального противника, который может кое-чему научить своего кузена из Калифорнии в смысле надежности и производства.

В течение многих лет ходили разговоры о том, что компания Apple присоединится к гонке за электромобили, — для этого были созданы команды специалистов, и началась работа. Однако эта программа занимала второстепенное место, что оборачивалось сокращениями рабочих мест и изменениями в направлении разработок. Теперь же снова началась рекламная шумиха по поводу того, что компания Apple действительно ведет работу по созданию своего электромобиля, и те агрессивные сроки, которые поставила компания, удивили даже ее преданных поклонников.

Компания Apple попросила поставщиков автомобильных компонентов, включая тайваньскую компанию Hota Industrial Manufacturing, увеличить выпуск автомобильных комплектующих в преддверии запуска своего производства, намеченного на сентябрь следующего года. Об этом сообщило тайваньское издание Economic Daily News. По данным Reuters, компания Apple планирует выпустить свой первый беспилотный автомобиль, оснащенный уникальной технологией батарей, уже в 2024 году.

Поскольку компания Apple откладывала реализацию своих планов по созданию электромобилей на протяжении большей части этого десятилетия, момент возобновления слухов об Apple Car довольно примечателен. Одной из причин являются кадровые перестановки внутри руководства компании, о чем ранее в декабре писало Bloomberg News.

Джон Джанандреа (John Giannandrea), возглавлявший разработки в области поиска и искусственного интеллекта, теперь будет отвечать за работу по созданию беспилотного автомобиля. Это свидетельствует о том, что компания Apple считает ключевыми составляющими этого проекта программное обеспечение и системы. Ранее эти разработки возглавлял Боб Мэнсфилд (Bob Mansfield), вице-президент по разработке аппаратных платформ.

В области электромобилей произошло еще одно событие, которое мало кто заметил: тайваньская компания Foxconn Technology Group начала заниматься автомобилями. Это та самая компания, которая не только собирает ваши iPhone, но и поставляет множество компонентов для них.

Foxconn объявила о своих планах в январе, а в октябре она представила свою собственную платформу для электромобилей. Представители компании сообщают, что в апреле она начнет поставки первых наборов инструментов, которые позволят любому производителю создать автомобиль на базе ходовой части и электросистемы.

Поэтому спустя долгое время, в течение которого мы слышали не слишком много новостей из Купертино, мы внезапно узнаем, что Apple передает проект создания электромобиля из рук главы разработок аппаратных платформ в руки главы разработок в области искусственного интеллекта, ее главный производственный партнер представляет собственную модульную платформу, а в сообщениях от различных поставщиков звучит информация о запуске нового продукта.

Позвольте мне объяснить. Я писал о компании Foxconn почти 20 лет, но на данном этапе у меня нет информации о том, что этой тайваньской компании вообще предлагали делать автомобили для Apple. Откровенно говоря, я считаю их взаимозависимые отношения не слишком здоровыми: Foxconn получает более половины своей выручки от компании Apple, в то время как без этого ключевого поставщика Apple не сможет производить свои iPhone.

Тем не менее, в одном вопросе они согласны друг с другом: в условиях нынешней новой эпохи бренд электромобилей и их производство можно и, вероятно, нужно разделить. Глава компании Tesla Илон Маск решительно с этим не согласен, и я готов с ним спорить.
«Автомобили очень сложны по сравнению с телефонами и смарт-часами, — сказал Маск в интервью газете Handelsblatt в 2015 году. — Нельзя просто пойти к такому поставщику, как Foxconn, и сказать ему: "Построй мне автомобиль"».

Я думаю, что в этом своем комментарии Маск недооценивает те сложные и тесные отношения, которые сложились между Apple и всей ее цепочкой поставок. Глава Apple Тим Кук (Tim Cook) не может просто отправить заказ в Шэньчжэнь и ждать, что команда Foxconn быстренько сделает несколько деталей, а потом сразу же их отправит. Комплектующие для современных iPhone разрабатывались пять лет назад, а переговоры по вопросу об их производстве, скорее всего, велись примерно за два года до его начала. А смартфоны — это чрезвычайно сложные устройства, что обусловлено их небольшими размерами, допусками в узких пределах и большим объемом производства.

Одно Кук уже способен делать лучше Маска: он способен выпускать высококачественный продукт в заявленные сроки. Дорасти до рыночной стоимости в 616 миллиардов долларов компании Tesla мешает вовсе не отсутствие спроса на электромобили, а ее неспособность выпускать их.

Недавно Маск сказал, что главная проблема Tesla заключается в том, что «спрос оказался намного выше объемов производства в этом квартале». Это можно расценивать как хвастовство, однако не стоит этого делать. По сути, Маск признает, что он упускает благоприятную возможность. Каким может быть вывод? Возможно, компания Tesla хороша в разработке продуктов, но у нее возникают трудности со сборкой электромобилей.

Два десятилетия назад, основатель и тогдашний глава Apple Стив Джобс (Steve Jobs) признал, что сила Apple не в способности выпускать Mac, а в способности разрабатывать их и продавать. Dell, HP, Sony и десятки других компаний, работающих в технологическом секторе, пришли к такому же выводу. Автомобили — это другое, гласит всем известная присказка, и их нельзя отдать на аутсорсинг. Однако такие глобальные лидеры как BMW передали сборку своих автомобилей таким, как Magna Steyr.

Маск представляет себя человеком, который положил конец автомобильной промышленности, создав автомобиль на электроприводе и бизнес-модель прямых продаж. Инвесторы, по всей видимости, считают, что это обязательно сделает Tesla девятой в списке самых дорогих в мире компаний. Однако, возможно, следующая истинная инновация в мире автомобилей пройдет мимо него, потому что он продолжит цепляться за фантазию о том, что бренд должен сам производить свой автомобиль.

Тим Кук, очевидно, готов доказать, что Маск ошибается. И победа в этом противостоянии будет одержана в производственном цехе.