Раньше США довольно жёстко критиковали два неоднозначных проекта строительства трубопроводов, активно пропагандировавшихся Россией, а теперь в их высказываниях наметился сдвиг - и в тот самый момент, когда уже несколько месяцев по обоим проектам наблюдается значительный прогресс.
Представители администрации Буша несколько лет возражали против строительства двух газопроводов: Nord Stream, который шёл бы из России в Германию по дну Балтийского моря, и South Stream, который пролёг бы по дну Чёрного моря в Восточную Европу. Оба газопровода обходили бы территорию Украины, с которой Россия регулярно ссорилась из-за вопросов транзита (ссоры эти в последние годы привели к нескольким случаям перебоев с поставками газа в Европу).
Некоторые восточноевропейские государства, в частности, Польша, также возражали против строительства Nord Stream, боясь, что лишатся источника доходов в виде платы за транзит газа. Германия, с другой стороны, полагает, что Nord Stream станет дополнительной гарантией энергетической безопасности Европы. Позиция США заключалась в том, что оба газопровода, активно пропагандируемые Кремлём, только повысят и без того высокую зависимость Европы от поставок российского природного газа, а также задушат конкуренцию.
Администрация Обамы, однако, в значительной степени разбавила антироссийскую риторику. Раньше американские дипломаты ругали ОАО "Газпром" - управляемую из Кремля мощнейшую газовую компанию - и обвиняли Россию в применении своих природных ресурсов как оружия в политической борьбе, а теперь подчёркивают необходимость соучастия и диалога.
"Нам не нужна эта крайне политизированная дискуссия с Россией, где есть место настроениям "они против нас"", - заявил в интервью спецпредставитель США по вопросам энергетики в Европе Ричард Морнингстар (Richard Morningstar). - "Мы хотим конструктивного диалога с Россией. Россия есть и будет важным участником мировых рынков энергоносителей".
Есть и другие факторы, способствующие развитию проектов строительства газопроводов. Последний спор между Россией и Украиной, разразившийся прошлой зимой, оставил тысячи европейских потребителей без обогрева. Похоже, что из-за этого в Европе произошёл сдвиг общественного мнения в пользу альтернативных маршрутов доставки, минующих территорию Украины.
К тому же Россия в последние годы усовершенствовала свою дипломатическую стратегию в том, что касается строительства трубопроводов. Были извлечены уроки из негативного опыта, имевшего место на ранних этапах развития Nord Stream, в частности, задержки с консультациями с прибалтийскими республиками, а также с исследованиями в области потенциального воздействия строительства и эксплуатации трубопровода на экологическую обстановку.
Смена тона руководством США в диалоге об энергетике совпала по времени с попытками администрации Обамы "перезагрузить" свои отношения с Москвой, испортившиеся после ряда недавних событий, в том числе разразившейся в прошлом году российско-грузинской войны.
Разрядке напряжённости в отношениях между Москвой и Вашингтоном поспособствовал отказ президента Барака Обамы (Barack Obama) от планов размещения систем противоракетной обороны в Восточной Европе. Этот шаг многие рассматривали как крупную уступку России.
Российские официальные лица с удовлетворением отметили смену тона общения на энергетическом фронте.
"По моим впечатлениям, новая администрация гораздо конструктивней", - заявил в интервью заместитель генерального директора "Газпрома" Александр Медведев.
Представители США, однако, отрицают наличие перемен в своём отношении к трубопроводам. Администрация Обамы по-прежнему выступает в поддержку "южного коридора", который прошёл бы в обход России и снизил бы степень её господства на энергетических рынках Европы.
В Вашингтоне и Брюсселе поддерживают сочетание трубопровода Nabucco и связки Турция-Греция-Италия. В случае реализации этого проекта каспийский газ будет поступать в центр Европы, минуя территорию России.
"То, что мы ищем сотрудничества [с Россией], не означает, что мы поступимся принципами", - заявил Морнингстар. - "Мы глубоко убеждены, что диверсификация источников поставок необходима и твёрдо выступаем в поддержку южного коридора".
Nord Stream (из двух проектов он продвинулся дальше, чем другой) делает большие успехи. В ноябре Швеция отринула свои страхи из-за последствий строительства для экологии моря и разрешила пустить трубу через свою исключительную экономическую зону в Балтийском море. Финляндия дала "зелёный свет" после того, как Россия отказалась от угроз повысить экспортные тарифы на древесину.
Кроме того, в ноябре Россия и Словения подписали договор, согласно которому South Stream пройдёт по словенской территории. На данный момент это последнее в череде соглашений, подписанных Москвой с транзитными государствами.
Также Россия расширяет участие акционеров в трубопроводных консорциумах. Французский GDF Suez SA ведёт переговоры о приобретении доли Nord Stream (тем самым он присоединится к "Газпрому", немецкому BASF SE/Wintershall Holding AG and E.On Ruhrgas AG и голландскому NV Nederlandse Gasunie. Представители итальянского партнёра "Газпрома" по South Stream - ENI SpA - во время визита премьер-министра России Владимира Путина во Францию заявили, что французская компания Electricitй de France тоже будет участвовать в проекте.
Сейчас официальные представители США заявляют, что, хотя Nord Stream теперь ничто не остановит, проект South Stream вполне может так и остаться на бумаге. Экономическая оправданность проекта до сих пор не изучена, маршрут не определён, к тому же неизвестно, откуда именно будет поступать газ. Многие сомневаются в том, что проект вообще окупится. С другой стороны, США более не делают публичных высказываний, в которых Nord Stream или South Stream однозначно бы осуждался.
Всего год назад тогдашний посол США в Швеции Майкл Вуд (Michael Wood) требовал, чтобы Стокгольм "занял жёсткую позицию" в отношении Nord Stream, опубликовав в газете статью, в которой проект назывался "специально урегулированным между Германией и Россией", тогда как Европа должна осуществлять единую энергетическую политику.
Вуд требовал, чтобы Европа начала работать со среднеазиатскими странами с целью "разворачивания энергетической инфраструктуры, не контролируемой Кремлём". По поводу той статьи Германия заявила Вашингтону официальный протест.
В написании этой статьи поучаствовал Джералд Сейб (Gerald F. Seib)