Вот это да. И он учит наших детей? Так он, наверное, совсем с ума сошел. Что это вообще такое?.. Но, к сожалению, вопрос, скорее, звучит так: должен ли я разбирать эту тему с Вашими детьми? Или обязательно ли сексуальное воспитание в школе.

Я не хочу заниматься этим вопросом в школе и объясню почему.

1) Везде экономят, низкие зарплаты учителей обсуждают повсюду, но нам (Чехии) больше нечего делать, как добавить в школах еще один предмет – сексуальное воспитание. Мы издадим тоны сексологических брошюр, выделим часы, обучим преподавателей (как все это преподнести детям), откроем проекты. Потому что сексуальное воспитание и «финансовая грамотность» (рекламные кампании банковских и финансовых учреждений, оплаченные из карманов налогоплательщиков через гранты ЕС) нынче в моде. Но это не главный аргумент против.

2) Понятно, что школа должна познакомить учеников с человеческим телом (7 класс, стр. 76 учебника биологии – так мы учились :)), дети должны знать, что семья - это папа, мама и дети, они должны любить друг друга (1 класс), где-то до 15 лет школьники должны прослушать лекцию о контрацепции и соответствующих болезнях (раньше это все равно бесполезно), но слово «секс» мы сюда не приплетаем.

3) Задача государства – не унифицировать широкий спектр сексуальности и вдалбливать детям одно и то же. Семьи отличаются друг от друга, в разных семьях разное и в разной степени открытое отношение к интимным вопросам. Что нормально, что хорошо? Почему школа должна внушать детям точку зрения какого-то проверенного министерством образования сексолога, которому одно кажется нормальным, а другое – уже нет? Школа в это вообще не должна вмешиваться.
 
В конце концов, резкое название этой статьи не то что бы совсем неуместно. И хотя обучение в школах, пожалуй, не дойдет до вопросов, обозначенных в заголовке, это что касается отношений мужчины и женщины. Среди основ сексуального воспитания однозначно будет и научное утверждение, что гомосексуализм вполне нормальное явление и т.д.

Гм. Это нормально, как, например, диабет (то есть врожденная предрасположенность; диабет может быть у интеллигентных и у глупых людей, у хороших и у плохих; я уважаю некоторых, у кого диабет, а некоторых не выношу; никто не виноват в том, что у него диабет; у большинства диабета нет; лучше его не иметь; шествий диабетиков в странных одеждах я бы не понял), или это нормально, в смысле «норма», «естественно», «атавизм». А для какого процента родителей открытие того, что их ребенок гомосексуалист, - иррелевантная информация?

Конечно, здесь не сможем договориться даже мы, читатели этого блога (мнения будут очень разными), я только хочу добавить: школа – не место для этого, как и для политики и обязательной религии. В школе должны учить тому, что 2 х 2 = 4, что Земля оборачивается вокруг Солнца, а магнитное поле притягивает стружку определенных металлов, по примеру того-то и того-то. Преподаватели должны познакомить школьников с тем, где искать информацию, что о философских вопросах думают Платон и Аристотель, дети могут попробовать угадать, кто их этих философов сегодня был бы за повышение, а кто - за снижение налогов, но детям нельзя внушать, что Платон коллективист и он вообще не современен (например).
 
4) Любимый аргумент за сексуальное воспитание в школах (его можно услышать чаще других): «У детей из неполных семей тогда вообще не будет возможности узнать о…». А я скажу, что это глупость. Одна из областей, где дети из неполных семей идут впереди своих сверстников, - это как раз область сексуального воспитания. Небольшой опрос «Что и когда тебе сказали о сексе отец или мать?» во время обеда среди коллег моего возраста и тех, кто на поколение младше, (все были из однозначно полных семей) показал примерно следующее: «ничего, ничего, отец ничего, мама мне потом что-то говорила, но у меня уже были месячные, ничего, ничего, отец дал мне книжку Понделичковой, Машловой «Становитесь мужчиной», ничего.
Лично я принципиальную информацию получил в четвертом классе, когда моя одноклассница Климкова одолжила небольшую книжку «Семнадцатилетняя парижанка» и когда более зрелые одноклассники комментировали это сочинение. Я добавлю, что информация, хоть и с легким порнографическим оттенком, в принципе соответствовала действительности.
 
5) Неоспоримый аргумент кроется в самом результате подготовки предмета «Сексуальное воспитание в школах» - в общем ненормальное пособие (имеется в виду «очень ненормальное», я в целом согласен с главным редактором журнала Reflex Шафром (Šafr)), по которому действительно маленькие дети перед остальными должны рассказывать что-то о самом интимном и пересаживаться… Я даже не хочу это дальше описывать.

Ради бога, это должно происходить во время какой-то школьной поездки вечером в комнате в адекватном возрасте (а это сам по себе очень интересный вопрос) и на совершенно другом уровне, и ближайший педагог должен быть не ближе, чем в 50 метрах – в это время он должен в баре рассказывать своей коллеге, что «жена его не понимает» или что-то в этом духе.

Автора этого пособия действительно следует госпитализировать.
 
Тем не менее, вся эта ситуация сейчас находится в состоянии не «Стремления государства vs. Родители», а «Научное сообщество (а секс – это наука?:)) и современный мир vs. Ханжи-католики». Поэтому я как некатолик, неханжа и вообще по сути мачистско-сексистская свинья, либерал и циник, отец троих детей и педагог хочу сказать следующее: «Ни о чем из этой статьи я с Вашими детьми в школе говорить не хочу».

А если кому-то это не нравится, мне искренне жаль.

Автор десять лет работает директором гимназии PORG, самого старого негосударственного учебного заведения в Чехии (школа основана в 1990 году). В своем время он был самым молодым директором гимназии в республике – ему было 28 лет. С возрастом автор стал все чаще высказывать в СМИ свою точку зрения по вопросам образования.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.