Варшава - Правительство Польши готовит собственный отчет по авиакатастрофе, происшедшей в апреле прошлого года под Смоленском, когда погибли президент Польши и еще 95 человек. Ожидается, что в этом отчете будут оспорены главные выводы относительно причин этого инцидента, сделанные властями в Москве.

Базирующийся в Москве Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который осуществляет надзор за гражданской авиацией в странах бывшего Советского Союза, на прошлой неделе недвусмысленно возложил вину за апрельскую аварию - которая произошла возле окутанного туманом аэропорта в Смоленске - на польскую сторону.

Публикация российского отчета привела к наиболее четко выраженному расколу между Польшей и Россией со времен 2008 года, когда извечные исторические соперники едва начали восстанавливать дружеские отношения после многих лет горячих баталий по политическим и экономическим вопросам.

Представитель польского министерства внутренних дел говорят, что аэропорт в Смоленске был непригоден для приема самолетов, а в плохую погоду особенно. Система посадки по приборам и технология управления воздушным движением там были устаревшими и находились в плохом состоянии, а деревья на подлете к взлетно-посадочной полосе были выше, чем дозволяется нормами безопасности.

В декабре правительство Польши в своих комментариях к предварительной версии отчета, отправленных российским властям, также заявляло, что российские авиадиспетчеры предоставляли польскому экипажу вводящую в заблуждение информацию о положении их самолета незадолго до крушения. Польский лайнер протаранил деревья и потом завалился на землю неподалеку от ВПП аэропорта.

Отчет Межгосударственного авиационного комитета гласит, что польский командир экипажа не сделал ничего, чтобы отменить посадку, несмотря на недостаточную видимость. В отчете говорится, что экипаж боялся гнева президента Леха Качиньского, который бы "сильно ругался", если бы его делегация не приземлилась вовремя для участия в церемонии в память об осуществленному по приказу Сталина расстрелу польских солдат в Катыни.

Комитет также отметил, что польский командующий военно-воздушными силами вошел в кабину пилотов, выпив алкоголя на борту, и оказывал давление на экипаж, принуждая его к посадке.

Польский министр внутренних дел, однако, говорит, что на пленке с записью переговоров в кабине пилотов слышно, как командир экипажа принимает решение не садиться до того, как российские диспетчеры отреагировали на слишком низкую высоту самолета. Глава МВД Польши также заявляет, что ничто не потверждает того, что на экипаж оказывалось давление с целью приземлиться, или что командующий ВВС был под воздействием алкоголя.

МАК отказался в понедельник как-то прокомментировать польские заявления. В ответ на звучавшую ранее с польской стороны критику отчета российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил на прошлой неделе, что он надеется, что никто не будет "пытаться нажить политический капитал на этой трагедии".

Тем не менее российские выводы буквально перевернули вверх дном внутриполитическую ситуацию в Польше. Сторонники покойного президента и его брат-близнец Ярослав Качиньский, лидер партии "Право и справедливость", уже выступили против попыток правительства во главе с премьер-министром Дональдом Туском укрепить связи с Москвой.

Г-н Туск представляет конкурирующую партию "Гражданская платформа", чей кандидат Бронислав Коморовский одержал победу над Ярославом Качиньским на президентских выборах в прошлом году после гибели главы государства Леха Качиньского.

Поддержка партии Качиньского перед всеобщими выборами, которые пройдут позднее в этом году, выросла вслед за публикацией российского отчета об авиакатастрофе, как свидетельствует опрос общественного мнения, проведенный по заказу польского радио.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.