Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведь ищет дракона, дракон ищет медведя

© POOL / Перейти в фотобанкЦеремония завершения строительства российско-китайского нефтепровода
Церемония завершения строительства российско-китайского нефтепровода
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Историческая сделка во время государственного визита: Россия будет поставлять в Китай в больших объемах природный газ и нефть – это начало прекрасной дружбы, которая может вызвать беспокойство в Европе.

Историческая сделка во время государственного визита: Россия будет поставлять в Китай в больших объемах природный газ и нефть – это начало прекрасной дружбы, которая может вызвать беспокойство в Европе.

Сказочный подъем Китая на протяжении долгого времени вызывал тревожные чувства в России: с легкой завистью, а иногда и с тяжелым внутренним чувством наблюдали московские политики за модернизацией в соседней стране, за ее борьбой за геополитическое влияния, за ее внушительными показателями роста. Но до последнего времени русские не были готовы к тому, чтобы заниматься реализацией крупных проектов с драконом.

Теперь ситуация изменилась: русские теперь хотят незамедлительно начать зарабатывать на подъеме Китая. Это подразумевает создание нового стратегического партнерства, о котором вчера договорились президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао. В эти дни российские государственные концерны начали поставлять нефть и газ в Китай для того, чтобы подстегнуть рост испытывающего энергетический голод соседа. Со своей стороны китайцы, купающиеся в настоящее время в деньгах, финансируют российские инфраструктурные проекты и открывают свой внутренний рынок для предприятий своего соседа – так выглядит сегодня разделение труда между этими странами, которые еще во времена Советского Союза были весьма враждебно настроены по отношению друг к другу.

Символическим стартом нового партнерства стал новый российско-китайский трубопровод. О завершении его строительства инженеры обеих стран сообщили по видеосвязи с Пекином, где оба главы государства встретились на фоне обильных украшений золотого цвета Дома народных собраний. «Наш политический и экономический обмен вышел на новый уровень», радостно заявил Ху Цзиньтао. Его коллега по должности Медведев добавил, что сотрудничество в нефтяной области «является ключевым элементом стратегического партнерства».

Параллельно с открытием трубопровода российский государственный нефтяной концерн «Роснефть» сообщил о том, что сторонам удалось договориться относительно соглашения о поставках: с 2011 года по новому трубопроводу будет перекачиваться в год 15 миллионов тонн нефти – примерно шесть процентов от общего российского экспорта сырой нефти.

Москва хочет сократить свою зависимость от Европы

Китай не только начинает получать нефть с российских месторождений, но и посматривает в сторону российского природного газа, который пока почти исключительно экспортируется в Европу. Во время своего государственного визита Медведев подтвердил прогноз, в соответствии с которым его страна начиная с 2015 года сможет поставлять в Китай около 70 миллиардов кубических метров природного газа в год, то есть столько же, сколько Россия за первые семь месяцев этого года поставила в Европейский Союз. Глава Газпрома Алексей Миллер гарантировал в заявлении о намерениях, что с указанного времени он будет предоставлять в год 30 миллиардов кубических метров голубого топлива.

Китай хочет увеличить в три раза долю газа в энергетическом потреблении к 2020 году, и в этом смысле российские поставки могут оказаться весьма кстати. «Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией переходит  в настоящий момент в самую продуктивную фазу», подчеркнул Дин Сяосин (Ding Xiaoxing) из пекинского Института международных отношений. Что касается будущего, то он ожидает постоянного увеличения доли энергоносителей, поставляемых в Срединное царство с российских  месторождений.

Скрытые намерения русских также ясны: стране нужны новые клиенты. В Европе потребление природного газа не растет, и, кроме того, на рынок поступает дешевый сжиженный природный газ. На этом фоне меняют свое поведение постоянные клиенты из Германии российского экспортного монополиста Газпрома, и для русских односторонняя зависимость от европейских контрактов становится стратегическим риском. «Чем больше страны Евросоюза пытаются освободиться от зависимости от российского газа, тем активнее ведет себя Газпром на новых рынках сбыта в Азии», подчеркивает московский эксперт по внешней политике Федор Лукьянов.

Мысль о создании мощной оси Москва-Пекин особенно вдохновляет одного человека в России – сторонника жесткого курса Игоря Сечина – заместителя премьер-министра и председателя совета директоров нефтяного концерна «Роснефть». «Не существует границ для роста потребления природного газа в Китае, - торжественно заявил заместитель премьер-министра Владимира Путина. – Мы способны поставить то количество газа, которое будет необходимо Китаю для его развития».

Однако сначала эти страны должны договориться относительно формулы цены. Сечин сообщил о том, что соответствующий договор будет готов к подписанию к середине следующего года. Удастся ли это сделать – пока этого никто не может сказать, так как китайские покупатели занимают жесткую позицию на переговорах. Если страна становится крупным потребителем, то тогда, будьте добры, дайте нам солидную скидку. По данным из переговорных кругов, в настоящее время Пекин настаивает на средней цене в 150 долларов за тысячу кубических метров, что примерно соответствует тому, что Китай платит за газ, поставляемый из Средней Азии. Европейские потребители платят в настоящее время примерно 250 долларов.

Китай может себе позволить эту игру в покер, так как фактор времени на него не давит: недавно заключенные договоры с Туркменистаном, и также новые перевалочные терминалы для сжиженного природного газа делают расширение сети поставок не столь актуальной задачей. К тому же энергетический пакт между этими странами мог бы стать своего рода джокером, который в ближайшей перспективе может потребоваться прежде всего русским – для усиления давления на Европу.

Тот факт, что Россия может перенаправить свой природный газ в Китай, является определенным посланием, которое будет внимательным образом воспринято в Брюсселе. Официально все ведут себя спокойно. В принципе, это дело двух стран – заключать между собой договоры, так говорят в Еврокомиссии. Одновременно все прекрасно понимают, какое исключительное значение имеет Китай. Это подтвердили и главы государств и правительств на своих последних встречах. На них, в частности, было вновь сказано о том, что Евросоюз хочет и дальше развивать стратегическое партнерство. На саммите Евросоюз – Китай на следующей неделе ЕС должен активно заниматься продвижением своих стратегических интересов, говорится в заключительном заявлении.

Другие ведут себя спокойно. «Российско-китайское сближение не должно беспокоить нас, европейцев», утверждает эксперт по внешней политике фракции партии СвДП в Европарламенте граф Александр Ламбсдорф (Alexander Lambsdorf). Подтверждение этому мы найдем, если посмотрим на покупательную способность. «Европейский рынок имеет принципиальное значение для дальнейшего роста Китая».

Однако чем бы ни закончились в конечном итоге геополитические игры с газом, для Дмитрий Медведева поездка в Китай в любом случае оказалась успешной: в присутствии российского президента руководители целого ряда государственных концернов заключили новые соглашения: «Атомстройэкспорт» - дочернее предприятия «Росатома» - договорился с корпорацией Jiangsu Nuclear Power Corporation о строительстве новых реакторов. А алюминиевый концерн «Русал» - главная часть империи олигарха Олега Дерипаски – намерена вместе с китайским концерном China North Industries Corporation производить алюминий для китайского рынка.

В итоге можно сказать: Россия перестала бояться Китая, а дракон увидел в российском медведе нового партнера.

Энергетическая конкуренция


Россия ведет поиск новых покупателей для своих огромных энергетических ресурсов, так как сделки с европейскими потребителями достигли своего предела. Тому есть несколько объяснений: в Европе сокращается потребление, а такие традиционные клиенты как Eon Ruhrgas не хотят теперь заключать долгосрочные договоры с российским монополистом Газпромом.

Прежде всего в области поставок природного газа европейцы обращаются к услугам альтернативных поставщиков, и это произошло после того, как ценовая война между Россией и Украиной привела к дефициту газа. Трубопровод Nabucco, а также сжиженный природный газ из Африки или из стран Персидского залива должны сделать Европу независимой от российских поставок.