Когда Сюй Цзэнпин (Xu Zengping) впервые увидел очертания недостроенного советского авианосца, стоявшего на приколе у оказавшейся на грани банкротства черноморской верфи, он понял, что просто обязан купить этот корабль для Китая.
28 января 1998 года, снежный и холодный день в Николаеве, Украина. Стоя на палубе судна, Сюй, звезда армейского баскетбола, ставший бизнесменом, поражался мощи стального гиганта. «Я впервые оказался на авианосце, это было поразительно… Я сказал себе, что любой ценой должен купить этот корабль и добиться того, чтобы он стал частью нашего флота», — говорит он.
Когда в 1985 году на верфи началось строительство этого тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5, предполагалось, что он станет жемчужиной советского флота, однако после распада советского союза украинскому правительству пришлось задуматься над его продажей, чтобы выбраться из долговой трясины.
Сюй, которого хорошо знают в Гонконге как владельца особняка в духе Версальского дворца на пике Виктория, поехал в Николаев, чтобы купить корабль для китайских военных. Но он не мог и представить, сколько придется потратить денег и через какие политические сложности придется пройти, чтобы корабль добрался из Черного моря до Китая, где его в конечном итоге перестроили в «Ляонин», первый китайский авианосец.
Встретившись с журналистами нашего издания в гуанчжоуском отеле «Наньху», который когда-то был излюбленным местом отдыха для верхушки китайского правительства, Сюй Цзэнпин впервые рассказал о том, какова цена (которую он продолжает платить и сегодня, говорит бизнесмен) участия в этой миссии, ставшей самым важным достижением в его жизни. «Один мой гонконгский партнер по бизнесу одолжил мне в 1997 году 230 миллионов гонконгских долларов, без какого-либо залога, полагаясь на нашу дружбу и мою честность», вспоминает Сюй.
Задание
Судно выставили на продажу в 1992 году. Советский Союз развалился, холодная война закончилась, и у государственного Черноморского строительного завода в Николаеве не было ни копейки. Единственным их значимым активом был авианесущий крейсер, построенный на две трети. Продажа была единственным выходом.
Одним из потенциальных покупателей, к которому украинские власти обратились с соответствующим предложением, стал Китай. В ВМФ искали шанс заполучить авианосец в свой флот с семидесятых годов, когда председатель Мао убеждал страну готовиться к крупномасштабному конфликту с СССР или США. В тот момент Пекин еще не восстановил отношения с Москвой, а над Южно-Китайским морем рыскали беспилотники США. Авианосец, думали в штабе флота, мог бы сыграть решающую роль в грядущей войне.
Чтобы внимательно изучить разные возможности, стоящие в этом плане перед китайским флотом, в конце апреля 1970-го ВМФ Народно-освободительной армии Китая года сформировал специальную рабочую группу под командованием генерала Лю Хуацина (Liu Huaqing). Лю предложил строить свой собственный авианосец, однако Пекин отнесся к идее прохладно: такой проект лишь подогрел бы подозрения международного сообщества в отношении китайских территориальных притязаний, не говоря уж о том, что у страны не было денег на разработку и реализацию такого сложного проекта.
Гораздо более разумным вариантом выглядела покупка уже готового корабля. Поэтому когда в начале 1992 года в Китай поступил сигнал из Украины, ВМФ тут же послал туда своих представителей.
Генерал-майор Чжэн Мин (Zneng Ming), бывший глава управления вооружений при ВМФ НОАК, был тогда членом этой делегации. В интервью Shenzhen Television он вспомнил, что авианосец выглядел очень привлекательно. «В ходе той поездки мы убедились, что это совершенно новый корабль. Все сверкало новизной, от брони до начинки, поэтому мы предложили [Пекину] купить его и привезти домой, — сказал Чжэн. — Но власти не стали этого делать из-за сложной [политической] обстановки».
В тот момент распад СССР и бойня на площади Тяньаньмэнь еще были свежи в памяти дипломатов, поэтому Цзян Цзэминь (Jiang Zemin), тогда занимавший пост главы КНР, выбрал внешнеполитический курс на сближение с США. В итоге Китай отказался от предложения Украины, но некоторые офицеры этих планов не оставили. После поездки китайской делегации прошло четыре года, но крейсер все еще стоял на приколе у черноморской верфи, и покупателя еще не было. Примерно в это время в офисе сорокапятилетнего Сюй, бывшего капитана баскетбольной команды Военштаба Гуанчжоу, прозвенел звонок. Сюй в тот момент был главой Chinluck Holdings, гонконгской компании, которая занималась торговлей, организацией питания и культурно-развлекательных мероприятий, а также недвижимостью (и это далеко не полный список).
Сюй построил себе репутацию в деловых кругах на организации культурно-массовых мероприятий, объединявших гостей из континентального Китая и Тайваня. Например, именно он организовал в 1997 году шоу, в рамках которого тайваньский артист и каскадер Блэки Ко (Blackie Ko, Кэ Шоулян) переехал на машине водопад Хукоу на реке Хуанхэ. Тот же Сюй в девяностых годах привозил на гастроли в Гонконг армейские ансамбли НОАК, РФ и Австралии.
Сюй рассказал, что когда чиновники предложили ему купить для Китая авианосец, они также предупредили его о двух важных осложнениях: у флота почти не было денег, и у проекта не было поддержки со стороны Пекина. Если бы Сюй согласился взяться за работу, ему пришлось бы делать крайне рискованную ставку на то, что в какой-то момент власти пересмотрят свою политику.
«Я был выбран для этой сделки. И я понял, что миссия невыполнима, потому что покупка авианосца — это дело, которым должно заниматься государство, а не какая-то компания или отдельный человек, — сказал Сюй. — Но азарт подталкивал меня к тому, чтобы взяться за эту задачу. Для Китая это был шанс на миллион: купить новый авианосец у верфи, находящейся на грани банкротства».
Сделка
Сюй не стал терять времени. Он нанял инженеров-судостроителей и других экспертов и перевез их в офис в Киеве, чтобы создать почву для покупки. Очень скоро выяснилось, что судостроительный завод не хотел, чтобы корабль пошел на военные нужды, поэтому Сюй сказал украинцам, что хочет превратить авианосец в самое большое в мире плавучее казино, совмещенное с отелем.
Специально для этого Сюй в августе создал в Макао подставную фирму, Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot, и потратил шесть миллионов гонконгских долларов, чтобы оформить документы, необходимые для открытия казино. Четыре месяца спустя, в январе 1998 года, он заморозил все свои остальные компании и полетел на Украину договариваться с судостроительным заводом и чиновниками.
Заключение сделки было делом, мягко говоря, непростым. Помимо связок американских долларов, врученных руководству верфи, Сюй убеждал украинских продавцов с помощью 62-градусной китайской водки «эрготоу».
«Когда я вел переговоры с руководством судостроительного завода, ощущение было такое, словно я тону в алкоголе, — рассказал Сюй. — Каждую трапезу мне приходилось выпивать по два-три литра эрготоу. В четыре дня, когда решалась судьба сделки, мы выпили с украинцами более 50 бутылок. Но я тем не менее ощущал, что могу довести дело до конца, и всегда сохранял трезвость ума: у моих возлияний была четкая цель. Украинцы же пили для того, чтобы напиться».
И это принесло плоды. После нескольких дней беспробудной пьянки представители завода и чиновники согласились продать корабль — и, что важнее всего, сопутствующие чертежи и техническую документацию — за бросовую цену в 20 миллионов долларов. Стороны пожали руки, Сюй стал готовить перевод денег.
Казалось бы, вот и делу конец. Но все не так просто. В середине февраля украинские власти сообщили китайскому бизнесмену, что авианосец продадут на открытом аукционе. На корабль нашлись покупатели и из других стран. Китайцу дали всего три дня, чтобы предложить свою цену. Однако резкое изменение ситуации лишь сыграло Сюю на руку: благодаря помощи украинских друзей он стал единственным участником аукциона, который смог вовремя подготовить все документы и чья заявка соответствовала всем ключевым требованиям. 19 марта 1998 года Сюй обошел соперников из США, Австралии, Южной Кореи и Японии и выиграл корабль.
Той же ночью на борт авианесущего крейсера сел вертолет без опознавательных знаков. Сюй не знал, кто это был, но у него были подозрения. Беспокоясь за будущее сделки, он тут же распорядился, чтобы сорок тонн чертежей и сопроводительной документации упаковали в восемь грузовиков и отправили в Китай. Азиатский финансовый кризис привел к тому, что на сбор средств у китайского бизнесмена ушел еще один год. Последний платеж, включивший в себя штраф в 10 миллионов долларов за просрочку платежа, был переведен судостроителям 30 апреля 1999 года.
Сюй стал полноправным хозяином корабля. Но теперь перед ним стояла новая огромная проблема: доставка авианосца в Китай.
Примечание редакции: это первая часть из цикла статей про то, как Китай получил свой первый авианосец. В следующей части Сюй Цзэнпин рассказывает о том, как довезти огромный корабль, не имеющий своего хода, на другой конец света, и почему опасно вести дела с властями.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Вот так хохлы и распродали всё наследие СССР!!! А китайцы - молодцы!!! Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Так же и русские распродали почти всё наследие СССР!!! Триллиона два баксов. И китайцы действительно молодцы! 
| 0 anashykoshy:Так же и русские распродали почти всё наследие СССР!!! Триллиона два баксов. И где сейчас Россия?, и где Украина??? 
| 0 Триллиона два? Наивный. гораздо больше. 
| 0 В следующей части Сюй Цзэнпин рассказывает о том, как довезти огромный корабль, не имеющий своего хода, на другой конец света Не зачет. В статье ни Путина ни Красной армии , но водка есть и это при упоминании об Украине ?! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 но водка есть и это при упоминании об Украине ?! Подкинули. ;) Уже тогда под непобедимую украинскую армию копали. 
| 0 Восхищают два момента: 1. Великая сила желания китайского миллиардера помочь своей стране (в России о таких не слышал). 2. Великая сила ВОДКИ. 
| 0 Не стоит преувеличивать значение этой продажи. В таком деле покупатель покупателю рознь. Никто, кроме Китая (не считая саму Россию, конечно), не смог бы довести эту посудину до ума. И сделали они это примерно за те же сроки, в которые могли бы построить авианосец самостоятельно. И примерно за те же деньги. Просто Китай дорос до таких проектов. И если быть честным, я думаю, Китаю не стоило начинать свое авианосное строение с достройки чужого образца. Они вполне могли сделать этот проект самостоятельно. Ведь ничего, кроме корпуса, они не получили. А это не самая важная и наукоемкая деталь. С точки зрения престижа было бы выгоднее изначально делать полностью национальный проект. А так все, кому не лень, будут тыкать их носом и (несправедливо) обвинять в копировании и воровстве. Раскрыть всю ветку (12 сообщений в ветке) 
| 0 Знаю, что вы троллите, но зачем это делать не читая статьи? Ваше: "Ведь ничего, кроме корпуса, они не получили" Из статьи: "Беспокоясь за будущее сделки, он тут же распорядился, чтобы сорок тонн чертежей и сопроводительной документации упаковали в восемь грузовиков и отправили в Китай." Глупо выглядите, чесслово. 
| 0 Правда аэрофинишёр до сих пор не могут сделать. Или всё-таки одолели? 
| 0
А это не самая важная и наукоемкая деталь. А что же по-вашему самая важная? Флаг на рубке? Корпус - это основа, все остальные решения на этой основе и базируются, простите за тавтологию. 
| 0 Спасибо, насмешили. "Тыкать носом... обвинять " !!!!! Как буд-то они мелодию у поп-звезды стырили. Оружие всегда копировалось и никого не волновали вопросы этики или рефлексия по поводу национальности проекта. Тем более, что Китай честно заплатил за чертежи. В отличие от МиГов и СУ, которые он копировал по образцу. Вот когда американцы подняли крик, что Китай строит следующий авианосец по украденным американским чертежам - это было нечто. Китай оправдывался, что это макет для съёмок фильма. Не знаю чем там закончилось. 
| 0 Су-27 не воровался: "В 1992 году Китай стал первой страной за пределами бывшего Советского Союза, принявшей на вооружение истребители Су-27. В 1996 году между "Компанией "Сухой"" и SAC заключили контракт о совместном производстве 200 Су-27СК под обозначением J-11 на сумму 2.5 млрд долл. США. По условиям контракта, сборка J-11 осуществлялась на заводе SAC из российских комплектующих. Возможно, было оговорено постепенное увеличение числа китайских комплектующих, чтобы постепенно SAC могла освоить самостоятельное производство. Первый J-11 был собран в декабре 1998 года, однако серийное производство не начиналось до 2000 года по техническим причинам. До 2003 года в Китай было поставлено 95 комплектов самолетов, а от остальных 105 китайская сторона отказалась, в связи с тем, что базовый вариант J-11 (Су-27СК) перестал удовлетворять требованиями ВВС Китая." 
| 0 И сделали они это примерно за те же сроки, в которые могли бы построить авианосец самостоятельно. "А я филолога узнаю по маразму". (с) Сдается мне, что Вы имеете опыт строительства с нуля чего-нибудь максимум на уровне кормушки для птиц. Но даже многие из филологов слышали слово "бенчмаркинг". 
| 0 Тот, кто в детстве сталкивался со строительством хорошей кормушки для птиц Знает не по наслышке, с какими конструкторскими трудностями приходится столкнуться ребенку, чтобы ее соорудить! А уж если без подсказок со стороны взрослых.... уууу! Однако! Я, например её сделал. И весьма приличную. Не за день, за месяц. Четыре раза заново начинал. Получилась - заглядение! Что говорит о том, что неразрешимых задач нет. 
| 0 Не стоит преувеличивать значение этой продажи. Не стоит и преуменьшать: "19 марта 1998 года Сюй обошел соперников из США, Австралии, Южной Кореи и Японии и выиграл корабль."- это из первоисточника. Покупать ТАКОЕ лишь ради металла- не смешите мои тапочки! 
| 0 К вашему сведению: К своей Олимпиаде они прикупили у нас 300 комплектов С-300, десятки разной техники и у причальной стенки стояли уже ДВА китайских авианосца! Правда, со своим проектом у них вышла заминка: делать нормальные корабельные движки такой мощности они не научились. 
| 0 Вообще-то китайцы только в конце 2014г. собрались строить второй свой авианосец. lenta.ru/news/2014/01/22/aircarrier По движкам соглашусь, но это проблемы не только китайцев, хотя китайцы упорные и к тому же не чураются использовать чужие технологии. Особенно Украина тут постаралась - слила им все, что можно и нельзя. 
| 0 И сделали они это примерно за те же сроки, в которые могли бы построить авианосец самостоятельно. Интересно, а почему же Сюй не купил авианосец для Китая у США или сам Китай почему не подсуетился, а? Корабль они получили на 2/3 уже готовым и достраивали его еще 13 лет. Китайцы совершенно не прочь были бы купить даже наш старый "Адмирал Кузнецов", тем более, что транспортировка его в Далянь не составит труда. И знаете почему они хотели купить этот старый, проблемный корабль? Из-за корпуса, умник Вы наш. Все остальное китайцы могут сделать сами без проблем. Те авианосцы, которые они собрались строить сейчас будут построены на основе "Ляониня". Ваше преклонение перед китайцами просто зашкаливает. 
| 0 buddab:Ведь ничего, кроме корпуса, они не получили. А это не самая важная и наукоемкая деталь. буб, помнишь я тебе советовал чтоб ты казался умнее - ты лучше не выноси на всеобщее осмеяние свою ахинею? Ты ещё расскажи что корпус Черелджера или Бурана не наукоёмкие и пр. Ты можешь засунуть супер-пупер компьютер в ванну но ванна не станет супер-пупер авианосцем К примеру АК собирают все кому не лень, там же ни чего (тебя послушай) ни чего сложного. Ан нет, почему-то у всех по сравнению с РУССКИМИ, получаюется г-0 
| 0 Вот это словосочетание "бойня на площади Тяньаньмэнь" говорит о том, что автор как бы ЕЩЁ ТОТ.., китаец. Но про торговлю понравилось: китайцы думали, что если хохлов напоить и сторговаться, то дело в шляпе,- не-е.., этих ребят на арапа не возьмешь! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Ну, насчёт второго авианосца хохлов пиндосы круто развели, что те сами за свой счёт порезали его на металл и утилизировали. 
| 0 Не-е, это не развод. Китайцам второй пробный авианосец вряд ли был нужен, нам и своего хватало, а вукраинский флот с авианосцем,- это вообще смех. Сдается мне, что это хохлы развели американцев на чувство их участия в добыче металлолома. С американцами или без,- результат был предрешен. 
| 0 Кроме авианосца китайцы также купили документацию на палубный самолёт для авианосца. Но, её они купили в России, так как Украина документации на самолёт не имела. Вот мне бы было более интересно узнать о покупке документации на самолёт - об этом ничего не известно. А о покупке авианосца много уже писали. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 В 2008 они купили документацию на С-300. Не понимаю: зачем она им? Последняя конструкторская доработка от 85 года! 
| 0 Но, её они купили в России Украина и продала китайцам документацию на палубный истребитель Т-10К-3, являющийся прототипом Су-33. Россия рвала и метала, да толку; така братская страна Украдина. И еще много чего, вплоть до ядерной ракеты "Копье". Правда, продажу документации на "Копье" южмашовцы отрицают. 
| 0 Помню-помню. Никто на Украине не верил, конечно, что будут переделывать корабль в казино. Продали его практически по цене лома, а покупка чертежей вообще не оставляла сомнений для чего покупают . Вопрос единственный - какой откат запулили китайцы чиновникам. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 "Это у вас в Москве старшие, а у нас - махновщина" Не факт, что чиновникам вообще платили, в конце концов вряд ли что получил сам завод. В Вики указана сумма в 25млн, видимо разница между 25млн и 20млн есть ответ на ваш вопрос. За буксировку платили отдельно. Про сомнения: нужно знать, с чертежами ли покупали "Минск" и "Киев"? В любом случае, прежде чем отдать их под казино, китайцы тщательно изучили каждую заклепку. 
| 0 Дык, как ломать без чертежей-то? 
| 0 Лом не лом, об этом не знаю. Но наречение новым именем "обмывали" целых две недели всей страной! Как его там? "Укропитек Гайдамачный"? Под этим именем он и был продан под бордель. 
| 0 Вики: "В 2008 году корабль был перемещен в другой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. 25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15. Первым пилотом, совершившим успешную посадку, был объявлен Дай Мингменг." Неплохая скорость введения в строй для первенца. 
| 0 Один мой гонконгский партнер по бизнесу одолжил мне в 1997 году 230 миллионов гонконгских долларов Наивный, наивный китаец - подождал бы немного, вполне себе купил бы корабль за обещание денег и пачку печенья. Почему бы и нет - у других же парней, получилось? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Потому китайцы и торопились... 
| 0 Так их американы незадолго перед тем в Нигерии на 10 лярдов обломили... 
| 0 Вообще то эта штуковина на авианосец не тянет ни по каким параметрам. А вот авианесущий крейсер - это да. Так что чего там купили китайцы, назвать можно по разному, но по классификации - увы... По настоящему авианосцами владеют всего две страны - США и Франция. У французов один всего, но именно авианосец. Но для первого шага китайцам это пойдёт. Кстати, наш адмирал Горшков проталкивал идею строительства советских авианосцев. Зарубили. Может и правильно. Хотя опять поговаривают о якобы их нужности. Но вот зачем, под какие задачи - толком никто не говорит. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 Под какие задачи - толком никто не говорит. Что бы надуваться и пяткой в грудь себя бить,- больше незачем. 
| 0 СССР авианосцев не строила из-за ненадобности. Только крейсера ради престижа. 
| 0 А в чём разница? Что может такого авианосец, чего не может авианесущий крейсер? И почему он не тянет на авианосец? Какие параметры вы имеете ввиду? 
| 0 Наверное разница в том, что на крейсере есть ещё и обычное вооружение, по этому он несколько более самостоятелен, но менее авиасесущ. Данный авианесущий крейсер должен был нести "граниты" и прочее нехарактерное для чистого авианосца вооружение, т.е. представлял из себя боевую единицу даже без самолетов, но как авианосец был неполноценен: проблематично с такого негров успокаивать, самолетов РЛО нет и вообще самолетов мало. Насколько я помню, его главная задача была в прикрытии флота, а не в карательных операциях. 
| 0
фишка в том, что по международным договорам авианосцы не могут проходить через босфор.. по водоизмещению и другим параметрам, а ТАКР могут..и поэтому СССР строили именно их.. а поскольку у США слева Тихий, а справа Атлантический океаны.. они могут строить всё что угодно... если вспомните, то весной 2014 года был информационный повод о том, что американский авианосец шкеренный у берегов Греции хочет пройти в Черное море (заботливо выкопанное нашими свидомыми коллегами), но Турция (хоть и состоит в НАТО) не пропустила, ну и с мостами там проблемка.. 
| 0 поехать на Украину и купить советский авианосец Не проблема. Что угодно продадут. Мы, кстати, к тому же шли, но вовремя тормознулись. А вот кто скупил последние украинские мозги? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 по радио водку "Бандеровская" рекламируют пейте, люди добрые
Показать новые комментарии (0)K. Nemo
anashykoshy
K. Nemo
Американцы на Луне не были
За гуманизм
WanX
Sherinu
buddab
N 99
Американцы на Луне не были
kaa2
N 99
tehnolog
stefpls
Александр Глушков
Александр Глушков
interface
interface
ставлеNик
N 99
Американцы на Луне не были
N 99
AlfaCentavra111
Александр Глушков
interface
kaa2
N 99
textliner
Александр Глушков
N 99
Лeдoруб
textliner
Александр Глушков
2iter
N 99
KamAS
Американцы на Луне не были
N 99
textliner
sardinka
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)