19 сентября парламент Японии принял новый закон в сфере обороны. Теперь страна может осуществлять право на коллективную самооборону, а силы самообороны будут принимать участие в миротворческих операциях. Таким образом, оборонная политика Японии претерпит серьезные изменения. Мы поговорили со специалистами из Японии и США о дальнейших задачах и сути оборонной системы.

Профессор Осакского Университета Кадзуя Сакамото (Kazuya Sakamoto): оценка закона с точки зрения соблюдения конституции


Меня разочаровала реакция части оппозиционной партии на принятие нового закона. «Мы против принятия, поскольку народ не понимает закон», «мы воспользуемся своим правом с тем, чтобы не допустить принятия»: подобные заявления не соответствуют сути парламентской демократии.

Обязанность правительства состоит в том, чтобы охранять мир и безопасность государства и народа. Правительство должно выполнять эту обязанность, учитывая свой вклад в мир и безопасность мирового сообщества.

Новый закон хорошо продуман: он укрепит безопасность Японии, благодаря чему та сможет внести свою лепту в достижение мира во всем мире.

Возможность осуществления права на коллективную оборону, расширение вспомогательных функций сил самообороны, которые будут охранять американские войска, занимающиеся патрулированием с целью обеспечения безопасности Японии, — все это укрепит американо-японское сотрудничество и усилит сдерживающую мощь США и Японии. Укрепление позиций Китая в Южно- и Восточно-Китайском морях усложняет ситуацию. Можно сказать, что цель закона состоит в том, чтобы усилить сдерживающую силу и снизить риск военного столкновения с Китаем.

Мне нравится этот закон также и с точки зрения соблюдения конституции. Если нет хорошо продуманной системы безопасности, невозможно охранять государство и народ, и, соответственно, соблюдать конституцию. Без соблюдения конституции невозможно построить мощную систему безопасности.

Очень важно то, что в 70 годовщину окончания Второй мировой войны удалось положить конец обсуждению конституции в связи с правом на самооборону. Некоторые заявляют, что если допустить возможность применения военной силы, необходимой для самообороны, то под удар попадут страны, которые имеют непосредственное отношение к миру и безопасности Японии, что поставит под угрозу существование Японии. В этих условиях применять военную силу нельзя. Подобная логика мне непонятна.

Очень жаль, что многие специалисты по конституции раскритиковали закон, заявив, что он нарушает конституцию, поскольку признает возможность хотя и временного, но осуществления права на коллективную оборону.

Скорее всего, правительство считает, что даже если этот закон будет оспорен в суде, верховный суд не примет решения о том, что он нарушает конституцию. Правительство опирается на решение верховного суда, которое было принято в 1959 году в связи с «делом Сунагава» и которое подразумевает, что Япония может предпринять все необходимые меры для обороны с целью сохранения мира и безопасности страны. Я считаю, что в подходе правительства есть рациональное зерно.

Для того, чтобы в будущем построить новую систему безопасности, опирающуюся на закон, важно обсудить то, какую роль будет играть Япония в американо-японском союзе. Необходимо еще более укрепить силы сдерживания в соответствии с японо-американским курсом оборонного сотрудничества.

Бывший начальник штаба ВМС Японии Коити Фурусё (Koichi Furushyo): демонстрация решимости внести мировой вклад


Принятие нового закона в сфере безопасности имеет огромное значение. Крайне важно то, что удалось поставить точку: Япония может ограниченно осуществлять право на коллективную оборону в рамках конституции, хотя до этого правительство утверждало, что конституция не позволяет делать этого, пусть такое право было. Итог? Укрепится американо-японский союз, вырастет наша сдерживающая сила, стабилизируется ситуация в регионе.

Связанные с безопасностью условия, в которых находится Япония, становятся все более жесткими. Возникло большое количество разнообразных угроз: от терроризма до пиратства. Китай игнорирует международное право и защищает свои интересы в Восточно- и Южно-Китайском морях, опираясь на собственные ханжеские трактовки. КНДР ведет разработки ракет. Если что-то случится, я вовсе не удивлюсь.

В апреле правительства Японии и США пересмотрели курс сотрудничества в сфере обороны. Теперь силы самообороны и американские войска могут проводить совместные учения и тесно сотрудничать в сфере обмена информацией. Кроме того, благодаря улучшению системы безопасности Китай, скорее всего, не сможет действовать в прежнем стиле.

Приняв этот закон, Япония как бы подчеркнула свою решимость пролить пот ради мировой безопасности, а в худшем случае и кровь.

В 1991 году во время войны в Персидском заливе Япония предоставила громадную финансовую помощь в размере 13 миллиардов долларов. Тем не менее мировое сообщество этого не оценило. После окончания войны Япония направила в Персидский залив морские силы самообороны — для сбора подводных мин. После этого японский флаг появился на футболках и марках. Мир оценил то, что Япония выразила готовность пролить свою кровь.

Я хотел, чтобы в парламенте оппозиционная партия обсуждала не возможные нарушения конституции, а то, что необходимо сделать для того, чтобы сохранить безопасность, жизни и имущество людей с учетом существующей ситуации в сфере безопасности. Очень жаль, что она выступала против только потому, что является оппозицией.

Правительство также объяснило ситуацию не в полной мере. Если бы оно проявило большую активность, думаю, общественное мнение было бы другим. Тем не менее депутатов мы выбираем на выборах. Мы им доверили вопросы безопасности и дипломатии. Даже если законопроект поддерживает только десять процентов японцев, парламент может принять такой закон с учетом ситуации в стране и в мире.

Поскольку обязанности сил самообороны увеличатся, возрастут и риски. Есть явная проблема нехватки кадров. Например, по состоянию на март, показатель наполняемости ВМС составлял всего 92,8%. После окончания срока обучения сотрудники поступают на временную службу сразу же, не отдохнув. Если наполняемость улучшить, то вырастет моральный дух военачальников. Необходимо приложить все усилия для снижения риска, однако также важно позаботиться о статусе и условиях пребывания офицеров сил самообороны за рубежом.

Бывший министр обороны США Уильям Коэн (William Cohen): якорь в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Благодаря принятию нового закона Япония стала нормальной страной. Япония обладает огромной экономической мощью, однако эта сила не означает ухода от ответственности. Япония должна взять на себя более серьезный груз. Интересы Токио находятся не только в близлежащем регионе; существует также Ближний Восток и другие части света. Япония не может сказать, что ее интересует только то, что происходит внутри страны.

Для поддержания стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Япония должна объединить свою оборонную мощь с союзными странами. И это не милитаризация. Необходимо модернизировать оборонную мощь с тем, чтобы она смогла функционировать как единая часть [системы] коллективной обороны.

Ситуация в мире меняется как в калейдоскопе. Китай наращивает военную мощь, продолжая строить в Южно-Китайском море искусственные острова. Россия модернизирует армию, действует все более агрессивно. На Ближнем Востоке активизировалось «Исламское государство» и другие радикальные организации. Необходимо осознать, что роль Японии изменилась в соответствии с меняющейся ситуацией в мире.

Важно то, что, приняв закон, Япония осознала, что ей необходимо играть более широкую роль с точки зрения интересов страны в сфере безопасности.

Например, если бы раньше кто-то атаковал американские военные корабли, охраняющие Японию, Япония не могла оказать им помощь. Это нельзя назвать справедливым соглашением между союзниками. Американцы взяли на себя ответственность охранять Азию, однако у Азии нет ответственности по охране американцев. С этим сложно смириться.

Японцы должны понять, что Япония является якорем, который поддерживает безопасность всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом смысле мы полагаемся на Японию.

Новый закон также сыграет немалую роль в политике США по увеличению своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США укрепляют свои отношения с такими демократическими странами, как Япония, Австралия, Индия и Филиппины. Они стараются стабилизировать регион. Для того, чтобы одна из стран не получила контроль над Азиатско-Тихоокеанским регионом, важно построить систему коллективной безопасности. Япония тоже должна сыграть здесь определенную роль.

Если Япония будет проводить совместные военные учения, предоставлять гуманитарную поддержку и осуществлять миротворческую деятельность с США, Австралией и Индией, это послужит мощным сигналом для стран, которые стараются поддерживать мир. Совместные учения и патрулирование в Южно-Китайском море дадут крайне позитивный сигнал: Китай осознает, что у его силы есть предел.