Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В советской России телевизор смотрит вас: Российское телевидение для чайников

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТрансляция "прямой линии" с премьер-министром РФ Владимиром Путиным
Трансляция прямой линии с премьер-министром РФ Владимиром Путиным
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На что похоже телевидение в крупнейшей стране нашей планеты? Возьмите географические трудности, добавьте остатки коммунистического прошлого, жесткий контроль со стороны государства… и вы получите крайне запутанный и неоднозначный результат. Свое вдохновение российское ТВ сегодня черпает за пределами страны, вцепившись мертвой хваткой в то, что делают за границей…

Вы, читатель, конечно, не знаете российское телевидение, но будьте уверены в следующем: оно знает вас. Оно умеет наблюдать как никто другой в этом мире!

На что похоже телевидение в крупнейшей стране нашей планеты? Возьмите географические трудности, добавьте остатки коммунистического прошлого, жесткий контроль со стороны государства… и вы получите крайне запутанный и неоднозначный результат. Свое вдохновение российское ТВ сегодня черпает за пределами страны, вцепившись мертвой хваткой в то, что делают за границей…

Говорим "телевидение", подразумеваем - "народ"


До того как Россия вновь стала Россией, она была сердцем и мозгом Советского Союза. Обратите внимание на эти события, так именно они во многом определили нынешний облик российского телевидения. Чтобы взглянуть на его первые шаги, нужно вернуться в 30-е годы прошлого века, когда после ряда испытаний и строительства одной из первых в мире телестудий СССР, наконец, выпустил в эфир в 1938 году первые телевизионные передачи. К сожалению, его век оказался недолгим: со вступлением страны в войну работа советского телевидения была приостановлена с 1941 по 1945 год.

Однако по окончанию Второй Мировой войны государству вновь удалось запустить систему еще до 1950 года: телевидение стало одним из его приоритетов. Что, кстати, совершенно естественно, так как всем нам прекрасно известно, что телевидение по задумке правительства должно было быть исключительно государственным и стать таким образом инструментом распространения его идеологии среди широких народных масс. Тем не менее, приоритет не обязательно подразумевает безудержное развитие. Кремль удовольствовался всего двумя основными каналами (разумеется, государственными), вещание которых постепенно распространилось на всю территорию союза, и двумя второстепенными каналами, доступность которых варьировалась в зависимости от региона. Все это находилось в ведении Центрального телевидения СССР (его государственный оператор) и Гостелерадио (возглавляемое членом Совета министров ведомство для надзора за СМИ). В результате такая ситуация продлилась до… 1991 года! Ведь зачем чинить то, что не сломано? Государственные каналы зарекомендовали себя как настоящие профи в самоцензуре, правительственный пиар работал как часы… что еще нужно для счастья?

При всей бедности своей эфирной сетки советское телевидение все же отметилось двумя немаловажными технологическими прорывами. Первый произошел в 1967 году с приходом цветного ТВ: СССР стал четвертым в мире государством, который полностью перешел на новый формат вещания, хотя самых отдаленных уголков страны прогресс достиг лишь 9 лет спустя. Второй технологический рывок случился в начале 80-х годов, когда Россия одной из первых начала использовать спутники. Задача, как вы сами понимаете, заключалась в том, чтобы не оставить без телевизионного покрытия ни одной географической зоны, что казалось особенно значимым с учетом того, что у 75% семей были телевизоры. Более того, в 1988 году спутник "Горизонт" позволил увидеть советские каналы зрителям из Европы, ряда североафриканских стран… и даже некоторых районов на западе США!

Конец советского телевидения

Главная революция на телевидении произошла в 1991 году с появлением нового ведомства, чья главная роль заключалась в выдаче новых лицензий, как государственных, так и частных. С распадом СССР телевидение начало приспосабливаться к изменениям в российском обществе под давлением парламента, который добился предоставления 6 часов вещания на втором канале частным организациям. С этого момента телевизионный мир вступил в десятилетие масштабных преобразований, которые по сути стартовали еще в конце 80-х годов, когда государственные каналы (после долгих колебаний) согласились выпускать в эфир некоторое количество рекламных роликов, казавшихся в коммунистической стране чем-то из ряда вон выходящим. Однако лед тронулся, и уже ничто не могло остановить набирающую обороты либерализацию телевидения.

С появлением в эфире первых частных каналов, таких как НТВ, СТС или РЕН, государственное телевидение было также вынуждено развиваться. Четыре советских канала сменили свою форму, название и вещательную сетку. Так, в 1995 году первый канал переименовали в ОРТ, а в его эфире появились несколько обновленные и "посвежевшие" версии унаследованных со времен СССР передач. Тем не менее, проблема в целом осталась прежней: государственные каналы находились под контролем правительства, а передаваемой ими информации в глазах российских зрителей определенно не хватало независимости. В действительности само ОРТ снимало лишь выпуски новостей, тогда как все остальные передачи приобретались у различных производственных компаний. Все это, конечно, выглядело более чем подозрительно!           

В то время как доходы от рекламы занимали все большее место в бюджетах телеканалов, изменялось и само содержание передач: важнейшей задачей стало сохранение конкурентоспособности. Будь то сериалы, развлекательные программы или телевикторины, российское телевидение стало все больше обращать свой взор за границу для покупки прав и форматов. Такой поворот встретил довольно неоднозначную реакцию населения, у которого возникло ощущение вторжения чужой культуры, однако речь здесь уже шла о выживании каналов, и телевидение продолжило гнуть свою линию вопреки недовольству некоторых зрителей. К коммерческому давлению здесь также стоит добавить и политическое: самые популярные каналы, как ни крути, все же оставались государственными. Выпуски новостей, развлекательные передачи и сериалы – все они были отмечены цензурой и самоцензурой по вопросам, которые в той или иной степени затрагивали политику.   

Что касается перспектив на будущее, с 2008 года Россия начала переход на "цифру". Закончится он должен только к 2015 году, что в общем-то вполне разумно, учитывая площадь намеченной территории покрытия. Хотя правительство страны и намерено влить в программу 10 миллиардов евро, основная работа все же ляжет на плечи кабельных компаний. С недавних пор в России (по примеру ее азиатских соседей) начало набирать популярность мобильное телевидение. Лидер рынка "МегаФон" смог за последние полгода утроить число своих абонентов благодаря крайне заманчивому предложению: 20 каналов за 20 центов в день! В настоящий момент на мобильное ТВ подписалось 450 000 человек, к которым стоит добавить и 100 000 подписчиков аналогичной услуги от МТС, доступной в настоящий момент исключительно владельцам смартфонов.

Основные российские телеканалы

На данный момент большинство каналов по-прежнему принадлежит государству, в чем, однако, нет ничего удивительного, так как страна обратилась к частному сектору лишь совсем недавно. Многочисленные государственные каналы представлены в первую очередь каналами общей направленности, которым удалось сохранить важную роль в телевизионной картине страны:

НТВ. Детище группы банков, НТВ появился в 1993 году как коммерческий канал, который сменил своего советского предшественника на "4-й кнопке" и долгое время выделялся на общем фоне благодаря своему едкому тону. Постепенно телеканал перешел в собственность "Газпрома" (процесс завершился в 2001 году), и тон его высказываний с тех пор стал гораздо мягче…

Первый канал. 51% его акций принадлежит государству, и он является прямым наследником первого канала советского телевидения, известного некоторое время под названием ОРТ. Кроме того, он также занимает первое место по площади покрытия, в результате чего по своей аудитории он, как не сложно догадаться, тоже первый.

Россия 1. Внимание, здесь подвох! Несмотря на цифру в названии, речь на самом деле идет о современной версии второго советского телеканала. Значительную часть эфира занимают тянущиеся годами теленовеллы.

Россия К. Посвященный культуре третий советский канал передал эстафету "Культуре", которая недавно сменила название на "Россия К". Вопреки ожиданиям, в его эфире вы можете увидеть не только документальные передачи, но и художественные фильмы и сериалы.

К счастью (не стоит чересчур волноваться), существует здесь и несколько национальных частных телекомпаний:

РЕН. Появившийся в начале 1997 года РЕН до сих пор считается самым либеральным каналом страны (что по большому счету довольно относительно). Его вещательная сетка довольно разнообразна, но в целом ориентирована прежде всего на молодую и активную аудиторию.

СТС. В 1994 году этот частный канал впервые вышел в эфир под названием АМТВ, и сегодня занимает 4-е место по популярности в стране. Все дело в том, что СТС заказывает огромное количество развлекательных передач, фильмов и сериалов как российского, так и иностранного производства.

Кроме того, стоит отметить ТВ3 (канал общей направленности, который принимается в 49% домов), MTV Россия (первое иностранное ответвление знаменитого музыкального канала, которое, кстати, несколько лет назад занялось производством собственных сериалов), ТВЦ (принадлежит московскому муниципалитету), "Звезду" (государственный телеканал под неусыпным надзором министерства обороны)… В любом случае с 13 государственными телеканалами и огромным числом региональных и местных каналов государственное ТВ ждет безоблачное будущее.

Программы и сериалы

Вопреки ожиданиям на советском телевидении тоже было немалое число сериалов. С 50-х годов (после удачного пробного показа записи спектакля из Большого театра) государственные каналы с головой окунулись в новое для себя дело. Тем не менее, сериалы появлялись в несколько иной форме, чем мы видим сегодня: в большинстве случаев речь шла о многосерийных фильмах, которые были сняты на кинематографическом оборудовании, но предназначены исключительно для телевидения и разбиты на две или больше частей. Заняв промежуточное положение между телефильмом и сериалом, они черпали сюжеты из творчества русских писателей и их богатого литературного наследия. С учетом того, что литераторы того времени испытывали на себе давление партийной цензуры, им было действительно разумнее обратиться к трудам великих классиков.

В этой связи многие сериалы затрагивали историческую тематику, что также позволяло обратиться к исконно российским ценностям, которые правительство так любило оживлять в сердцах своих телезрителей (не гнушаясь для этого даже переделкой классических сюжетов). Пионером этого течения стал "Тихий Дон": фильм транслировался с 1957 по 1958 год и был разделен на три части, каждая из которых длилась приблизительно 1 час 50 мин. Его сюжет основан на одноименных романах Михаила Шолохова, колоссальном произведении, которое нередко сравнивают с толстовской "Войной и миром". Эти сериалы, сочетающие в себе романтику и исторические события, стали основой телепродукции в советскую эру. Их снимали как единый фильм, а затем разбивали на максимум 10-12 (в очень редких случаях больше) эпизодов. Кроме того, эти исторические картины могли похвастаться высоким бюджетом, отличной режиссерской работой, тщательным подбором актеров, масштабной реконструкцией сражений, впечатляющими декорациями… СССР, конечно, занимался пропагандой, но делал это, признаем, очень хорошо.

Чтобы увидеть сериалы в современном смысле этого слова, нужно опять-таки дождаться прихода 90-х годов. Здесь стоит отметить странное изменение во взглядах телевизионщиков: проявив какую-то непонятную неуверенность в собственных силах, они запустили огромное число адаптаций и стали создавать сериалы по примеру заполонившей экраны иностранной продукции. Одной из таких новинок стала теленовелла, которая обычно затрагивает те же темы, что и саги советских времен, но чей более современный формат лучше соответствует ожиданиям знакомых с иностранными сериалами зрителей. С жадностью проглотив огромное число бразильских сериалов (особенной популярностью в свое время пользовалась "Рабыня Изаура"), Россия продолжила двигаться вперед по этому пути и приступила к производству своих собственных теленовелл. Самым простым решением стала адаптация иностранной продукции. Так, сегодня СТС показывает сериал "Маргоша", который представляет собой практически буквальный перенос аргентинской "Лалолы".

Затронула буря ремейков и комедии. Так, например, в России существуют свои версии американских Who's the Boss? и The Nanny. Во многих случаях адаптации снимаются при активном участии создателей оригинала: в создании "Моей прекрасной няни" использовали ту же одежду и сценарии, что и в американской версии (по крайней мере в первых сезонах).

А как же собственные идеи? С этим возникают сложности, но все не так уж и плохо. Во-первых, исторические сериалы до сих пор пользуются популярностью, хотя уже и не носят прежнего идеологического подтекста (это, однако, не означает его полного в них отсутствия). Во-вторых, реализуют в стране и полностью оригинальные по форме или содержанию проекты, как, например, "Школа". Сериал снят в документальной манере режиссером, которая привыкла работать в независимом кино, и без прикрас описывает жизнь современных российских школьников. Преувеличенное изображение проблем нынешнего молодого поколения или нелицеприятная и реальная картина? Сериал вызвал самые противоречивые отзывы как по своей форме (язык и отношения учащихся), так и по содержанию: многочисленные семейные и/или религиозные ассоциации поспешили подтвердить или опровергнуть правдивость отображения в нем российской молодежи. В любом случае, несколько радикальные средства и проблемная тематика уже позволили "Школе" стать одной из самых обсуждаемых телепремьер этого года.

Одним словом, надежда на будущее есть… Если, конечно, российскому телевидению удастся излечить от "копировальной" лихорадки, которую оно подцепило еще двадцать лет назад.