В парижском Доме инвалидов проходит выставка, посвященная 20-летию со дня распада СССР. В свете последних событий в России экспозиция под названием "Компартия: конец партии" становится, пожалуй, вдвойне интересней.

Обступающие со всех сторон красные стены, в глубине зала ярко освещенный портрет Михаила Горбачева в лучших традициях партийной живописи: из монументального здания XVII века, где находится могила Наполеона, вдруг оказываешься в другом времени и другой стране. Уже несуществующей.

"Компартия: конец партии. Годы перестройки 1985-1991", так называется эта выставка, проходящая (до 26 февраля) в парижском Доме инвалидов и созданная при поддержке французской Библиотеки современной международной документации (BDIC).

На выставке можно увидеть, например, отрывки из клипа главной "перестроечной" песни Бориса Гребенщикова



Плакаты, афиши, фотографии, видео, советские журналы и первые экземпляры неофициальной прессы - всего более 200 документов, предоставленных BDIC, фондом общества Франция-СССР, российской Государственной публичной исторической библиотекой, санкт-петербургским музеем политической истории России, а также правозащитным центром "Мемориал".

Кароль Ажам, одна из трех кураторов выставки и заведующая русским сектором в Библиотеке современной международной документации (BDIС):

Реформы, разоблачения, революции: выставка строится вокруг трех этих тем.

Сначала приход к власти Горбачева и начатые им реформы: экономические, политические и социальные.

Затем - время разоблачений. Главным событием этого времени стала Чернобыльская авария. Она же ускорила появление гласности. Мы показываем объекты, связанные с различными катастрофами, со здравоохранением - алкоголем, а также наркотиками и СПИДом, темами, которые в СССР до этого времени были табуированы.

Читайте также: Горбачев сожалеет об ошибках перестройки

И, наконец, революции: появление политического плюрализма - все же, важная революция в политической истории СССР, начавшаяся на XIX-й Всесоюзной конференции КПСС, а затем переписывание белых страниц истории, рассекречивание преступлений сталинской эпохи. Все это очень хорошо представлено на выставке.

Реформы - это не только "стимулирование экономического роста и технического прогресса" с помощью дисциплины на рабочих местах и борьбы с алкоголизмом, внедрение новых технологий и время хождения в народ, это еще и "маленькие революции повседневной жизни". Это первые конкурсы красоты с вызывающими тогда оторопь фотографиями участниц в купальниках, многокилометровые очереди в первый Mcdonalds, это ламбада, лосины, джинсы и первые "свободные" телевизионные программы, некоторые из которых вызывают оторопь сейчас.


Кароль Ажам, одна из трех кураторов выставки и заведующая русским сектором в Библиотеке современной международной документации (BDIС):

Телевидение полностью меняется. Вместо двух привычных и скучных официальных ведущих появляются программы, посвященные общественной жизни. Или даже какие-то совершенно сумасшедшие сюжеты. У нас здесь есть отрывок из передачи, ведущий которой рассказывает, что если хорошенько подумать, то Ленин – гриб.

Кроме того, впервые показывают нищету, бомжей, то, чего раньше себе и представить было нельзя. Об этом не стоит забывать, это часть горбаческой эпохи, естественно раскритикованной, как в ельцинское время, так и сегодняшними властями.

Читайте также: Перестройка в России. 25 лет спустя

В двух минутах от могилы Наполеона, обязательного места паломничества любого туриста, приезжающего в Париж, выставка «Компартия: конец партии», разумеется, попадает в поле зрение многих российских посетителей. И тут начинается самое интересное.

Кароль Ажам, одна из трех кураторов выставки и заведующая русским сектором в Библиотеке современной международной документации (BDIС):

На эту выставку, естественно, заглядывают русские туристы, идущие посмотреть на могилу Наполеона. Самые молодые смотрят, не комментируя и с интересом. Люди постарше, либо смотрят, а потом, поджав губы, возвращают рекламный проспект выставки (у нас они есть на русском), а иногда бывают более резкие реакции. Одна женщина зашла, увидела красные стены, вскипела и сказала своему мужу: "Что это такое? Это же невозможно! Пойдем отсюда, мы здесь не останемся!"


Про 20-летие со дня распада СССР в России как-то забыли. Про выставку, посвященную перестройке в правозащитном центре "Мемориал", почти никто не говорил. Впрочем, протестный декабрь ( а ведь именно 8 декабря 2011 исполнилось 20 лет со дня конца СССР), когда десятки тысяч человек вышли на улицы российских городов, требуя перемен, кажется, сам расставил все по местам.


Кароль Ажам, одна из трех кураторов выставки и заведующая русским сектором в Библиотеке современной международной документации (BDIС):

Это очень интересно. Мы решили сделать эту выставку еще два года назад. Это было после выставки, посвященной 20-летию со дня падения Берлинской стены, у которой был большой успех. Сейчас, мы, кажется, единственные, кто что-то сделал на тему перестройки. Ну что ж, тем лучше для нас.

Впрочем, все так складывается, что история за нас расставляет все по местам. Если посмотреть на то, что происходит в России сегодня, эта выставка приобретает новое значение.

Здесь на выставке есть видео с концерта Виктора Цоя, где он поет песню «Перемен», молодежь, которая протестует сегодня, в некотором смысле сделала эту песню своим гимном.

Кроме того, Горбачев также отреагировал на происходящие сегодня в России события. История возвращается бумерангом.

Когда мы готовили выставку, мы даже подумать о таком не могли.


До 26-го февраля
Государственный Дом инвалидов, Париж 75007