Хотя проблему оскопления и евнухов арабские философы обычно упускают из виду, это не помешало Аль-Джахизу сделать их основным предметом своего исследования, над которым он работал в книге о животных.

Основополагающая цель Аль-Джахиз в книгах «Аль-Хайван» и «Похвала Аль-Джавари и аль-Хулан» заключается в том, чтобы пролить свет на проблему евнухов, о которой тогда никто не писал.

Евнухи колеблеются при определении своей гендерной идентичности: мужчины ли это с женскими чертами или женщины с мужскими.

Аль-Джахиз принял господствующую среди мусульман идею, что оскопление запрещено, но считал, что продажа и покупка евнухов разрешена.

Он сравнивает «дар евнуха» с «даром одежды или духов, а также животных и фруктов». Он также считал, что освобождение евнуха допустимо, и это право не должно исключаться или оспариваться.

Аль-Джахиз, который очень интересовался этим предметом, считал, что евнухи не утрачивают полностью своей сексуальности и различает несколько их типов. Так, по его словам, некоторые евнухи страстно любят женщин, а некоторые воздерживаются и женятся на женщинах, если способны обрести свободу.

Аль-Джахиз рассматривает положение евнуха как промежуточное: он не мужчина и не женщина. Мнение исследователя согласуется с убеждениями большинства в тот период, которые лишают евнухов понятия мужественности со всеми его элементами.

Исследователь считал, что евнухи объединяют в себе черты и женщин, и молодых людей: они вспыльчивы, но также склонны плакать, а также им нравится сплетничать, и они не могут хранить секреты. Кроме того, по его мнению, они живут дольше, чем мужчины.

У них также есть страсть к играм и развлечениям, и они любят поесть, как и мужчины. Аль-Джахиз очень подробно изучает вопрос касательно сексуальности евнухов и опровергает распространенное мнение о том, что их влечение не столь сильное. Напротив он считает, что их отличает сильное, всепроникающее желание, подогреваемое завистью и ненавистью.

По этой причине Аль-Джахиз высмеял тех, кто доверял евнухам своих женщин и помещал их в гарем для успокоения.

Он также отмечает, что женщины воспитывались вместе с евнухами, особенно потому, что считалось, что это не имеет последствий и не является позором.

Аль-Джахиз на этом не останавливается и не отрицает, что евнухи ассексуальны. Напротив, он даже считает их сексуальным товаром, «не угрожающим» для женщин.

Их можно узнать по голосу, а также различить по походке.

Он также считает, что они хороши как слуги, поскольку «никто никогда не видел, чтобы хоть один из них занимался сложной работой».

Аль-Джахиз различает евнухов и юношей (гулямы). Последние — это женственные мальчики-подростки, которых любили богачи и поэты той эпохи, в то время как евнухи неженственны.

Автор книги «Аль-Хайван» пишет: «Удивительно, что по мере того, как они лишаются мужской природы и обретают женскую, они не становятся женственными». При этом общее между евнухами и гулямами то, что у них не растёт борода.

Хотя сравнение, приведенное Аль-Джахизом между евнухами и оскоплёнными животными, сегодня кажется возмутительным и шокирующим, оно не лишено гуманности.

Примечательно, что Абу Осман Амр ибн Бахр аль-Басри по прозвищу Аль-Джахиз является одним из учёных эпохи Аббасидов, живший в третьем веке по хиджре, или девятом веке нашей эры.

Со своей стороны, Ибрагим Аль-Байхаки, живший в четвертом веке по хиджре, изучил достоинства и недостатки евнухов, подчеркнув, что они являются достойными воинами, которые отличаются терпением и выносливостью в боевых условиях, способны быстро бегать и ездить. Однако у них есть также недостатки, такие как коварство, любовь к алкоголю, похотливость и чувствительность.

Если вернуться к истории, то присутствие евнухов при дворе султанов было шокирующим обстоятельством для европейских путешественников и востоковедов. Что касается арабского наследия, то единого мнения по этому вопросу не было, будь то с точки зрения закона, медицины или морали.

Это касается запрета среди немусульман, особенно коптов и евреев, а также разрешения на продажу и покупку евнухов. Также следует упомянуть, что роли, отведенные им, возрастали из века в век, особенно в эпоху мамлюков и османов.

Это также касается аспектов исламской политической юриспруденции, особенно в постановлениях султана Абу-ль Хасана аль-Маварди, который считал, что если мужчина кастрирован, это не препятствует имамату, так как влияет только на потомство, а не на способность мыслить и принимать решения.

Однако, за исключением Кафура Аль-Ихшидида, арабская история не знала случаев прихода евнуха к власти. Тем не менее, их влияние возросло при власти мамлюков и османов. Некоторые из них достигли высоких позиций во власти, к примеру, были хранителями казны, руководили делами вакуфов или управляли священными местами. Их статус понизился вместе с падением Османской империи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.