Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Афганская стратегия США: есть ли в ней место России?

© коллаж ИноСМИАфганистан Обама флаг США
Афганистан Обама флаг США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новая стратегия президента Барака Обамы в отношении Афганистана продолжает вызывать споры в России. Во вторник этой теме была посвящена пресс-конференция в Москве.

Новая стратегия президента Барака Обамы в отношении Афганистана продолжает вызывать споры в России. Во вторник этой теме была посвящена пресс-конференция в Москве. Ее участники – известные эксперты-афганисты – по-разному оценивают, например, запланированное усиление американской военной группировки в этом регионе. Наибольший скепсис выражает профессор Военного университета, в прошлом приглашенный исследователь Колледжа НАТО в Риме, полковник Олег Кулаков: «Американцы и их союзники просто вынуждены будут совершать те же ошибки, которые допускал советский воинский контингент, стараясь в большей степени военными средствами решать политические задачи». В подтверждение полковник Кулаков приводит стратегию СССР в Афганистане 1983-85 годов, когда был сделан упор на силовое подавление сопротивления моджахедов. Но в результате крупных военных операций количество афганских повстанцев за два года наоборот выросло с 40 до 120 тысяч человек.

 

А вот как Русской службе «Голоса Америки» Олег Кулаков прокомментировал несколько неожиданный визит министра обороны Роберта Гейтса в Афганистан, состоявшийся во вторник: «Эта поездка носит в основном технический характер. Ведь передислокация живой силы и техники, активизация боевых действий требуют принятия большого количества решений. И эти решения надо принимать очень быстро и эффективно, учитывая, что новые, более сложные задачи могут привести и к увеличению боевых потерь особенно в отдаленных горных гарнизонах».

 

«Визит Роберта Гейтса, несомненно, имеет и политическую составляющую, – добавляет руководитель Центра изучения афганских проблем Омар Нессар. – Его цель – успокоить местную политическую элиту, заверить, что Соединенные Штаты планируют покинуть, но не собираются бросить Афганистан. Кроме того, министр обороны Гейтс, возможно, постарается пролоббировать новые назначения в афганском кабинете министров. В целом, я думаю, что его нынешний визит – это попытка смягчить реакцию в афганских правящих кругах на заявление президента Обамы».

 

Оживленную дискуссию на пресс-конференции вызвал вопрос о том, надо ли России – а если надо, то каким образом и как долго – помогать международным силам в Афганистане? На этот счет мнения экспертов разделились, что вполне отражает и настроения в российском обществе.

 

«Россия объективно не заинтересована в том, чтобы Америка потерпела поражение в Афганистане, – считает кандидат исторических наук Олег Кулаков, чья диссертация, кстати, напрямую связана с проблемами формирования афганской государственности. – Более того, мы должны оказывать посильное содействие НАТО в этом регионе. Но при этом ни один российский солдат не должен оказаться на постоянной основе на афганской земле. И кроме того, нецелесообразно сейчас оказывать Афганистану финансово-экономическую помощь».
Последнее обстоятельство связано с тем, что, по мнению профессора Военного университета Олега Кулакова, уже следующей весной военно-политическая ситуация в этой стране резко ухудшится, а возможно – полностью выйдет из-под контроля. В этих условиях реализация любых, например, инвестиционных проектов – совершенно бессмысленная затея, если, конечно, речь не идет о каких-то коррупционных схемах увода государственных средств в «черную дыру», обращает внимание профессор Кулаков.

 

«Помогать Афганистану надо. И чем больше и быстрее, тем лучше, - возражает научный сотрудник Института востоковедения РАН Азиз Ниязи. – Конечно, речь не идет о том, чтобы посылать туда наши войска, но вот готовить афганских военных и полицейских, выделять квоты для учебы в наших университетах афганских врачей, учителей, инженеров – это реально». России, как считает эксперт, надо ориентироваться на Китай, который даже в условиях внутренней нестабильности в Афганистане уже вкладывает в эту страну 5 миллиардов долларов. Наконец, Москва могла бы совместно с Душанбе участвовать в создании серии малых ГЭС для отдаленных горных районов Афганистана. Такой таджикский проект уже есть. Есть и российский завод в Волгограде, который способен поставить подобные гидроагрегаты, подчеркивает Азиз Ниязи.

 

«Если Россия сегодня не будет думать о серьезной экономической политике в Афганистане, то через пять лет она просто потеряет этот рынок. Ведь когда начнет восстанавливаться афганская экономика, многие перспективные ниши будут уже заняты», – констатирует главный редактор интернет-агентства Afghanistan.ru Омар Нессар.