Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Россия поддерживает Карзая

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПресс-конференция по итогам российско-афганских переговоров
Пресс-конференция по итогам российско-афганских переговоров
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Афганистана Хамид Карзай посетил Москву в декабре в рамках первой двусторонней встречи на высшем уровне между двумя странами за последние двадцать лет. Последний официальный визит из Афганистана в Москву на президентском уровне был еще в эпоху Мухаммеда Наджибуллы, когда Советский Союз выводил свои силы из Афганистана. Во время своего визита Карзай пригласил Россию поучаствовать в восстановлении объектов советских времен в Афганистане.

Президент Афганистана Хамид Карзай посетил Москву в декабре в рамках первой двусторонней встречи на высшем уровне между двумя странами за последние двадцать лет. Последний официальный визит из Афганистана в Москву на президентском уровне был еще в эпоху Мухаммеда Наджибуллы, когда Советский Союз выводил свои силы из Афганистана. Во время своего визита Карзай пригласил Россию поучаствовать в восстановлении объектов советских времен в Афганистане.

«Мы хотим дать новый старт жизненно важным проектам, которые начинались очень-очень давно», - заявил Карзай во время своего уже второго приезда в Москву за последние полгода на совместной пресс-конференции с президентом Дмитрием Медведевым после их переговоров в Кремле.

Последние проекты, о которых шли переговоры, включают тоннель Саланг в горах Гиндукуш, а также объекты гидроэнергетики в Кабуле и в провинции Баглан, таможенный терминал и университет в афганской столице. В совместной декларации Россия выразила свою готовность поучаствовать в приоритетных экономических проектах в Афганистане, некоторые из которых относятся еще к советской эпохе. Нынешние проекты могут послужить инструментом для более широкой российской политики по отношению к Афганистану, которая имеет долгую историю и в основном опирается на идею, что Россия ищет возможность усиления своего влияния в Афганистане.

Карзай обратился к Москве, потому что Вашингтон недоволен шагами Карзая в направлении примирения с талибами, эти шаги бросают вызов региональной стратегии Соединенных Штатов. С другой стороны, Карзай постоянно предпринимает усилия по развитию связей с Россией, включая область военного сотрудничества, чтобы уменьшить свою зависимость от США к 2014 году. Выступая перед выпускниками Кабульской военной академии, Карзай заявил, что если американцы не форсируют выполнение программы снабжения вооруженных сил, эту задачу выполнят другие страны. Российский президент выразил готовность помочь афганским вооруженным силам. Более того, Белый дом отказывается от поддержки Карзая еще и потому, что администрация Барака Обамы обвиняет его в построении экономики, основанной на наркотиках и коррупции.

В результате Россия начинает выступать в качестве действующего лица, играющего все большую роль в стране, и постепенно расширяет границы и интенсивность своей вовлеченности в афганские дела.

Почему Афганистан важен для России

Во-первых, США увеличили свое присутствие в Средней Азии при помощи военных баз – действие, которое, как Россия считает, идет в ущерб ее безопасности. Однако через некоторое время российский образ мыслей скорректировался и смирился с реальностью того, что США и их союзники не могут легко сдержать исламистских повстанцев в Афганистане. Можно сказать, что к 2009 году российские лидеры стали испытывать озабоченность по поводу того, что администрация Обамы может неожиданно вывести американские силы из Афганистана, что означает, что России придется самой справляться с угрозой, которую возрождающийся «Талибан» будет представлять для Средней Азии и для самой России. Российские внутренние конфликты, продолжающиеся с 1990-х годов, в сочетании с воспоминаниями о чеченской войне и об опыте СССР в Афганистане, помогают понять болезненное восприятие Кремлем подъема радикальных исламистов. Соответственно, Москва решила помочь США составить Северную систему коммуникаций (Northern Distribution Network) – маршрут для пополнения запасов, который облегчает сухопутный транзит невоенных грузов из Европы в Афганистан.

Более того, присутствие США в регионе - это не решение проблемы, поскольку это лишь военное присутствие. Действительно, что касается решения Обамы, принятого в декабре 2009 года, об увеличении американского военного присутствия в Афганистане с 33 до 60 тысяч военнослужащих, очень немногие афганцы считают это увеличение чем-то иным, нежели бедствием. Принимая это во внимание, понимаешь, что когда афганцы смотрят на американских военных, они видят убийц. Афганцы считают присутствие американских сил, скорее, частью проблемы, нежели ее решением.

Во-вторых, для Кремля две основные угрозы, исходящие из Афганистана, это наркотрафик и терроризм. Россия видит в Афганистане угрозу терроризма и считает ее главной, поскольку Афганистан является ведущим производителем опия в мире. Россия, которая пытается справиться с демографическими проблемами, связанными, в том числе, с неумеренным потреблением алкоголя и низким уровнем рождаемости, сейчас сталкивается с новым вызовом – распространением наркотиков, особенно среди молодого поколения.

В-третьих, Москва, поддерживая позиции США/НАТО в Афганистане, тем не менее, старается дифференцировать Россию от Запада, считая, что таким образом Москва повысит свои позиции в глазах администрации Карзая в Кабуле. В то время как отношения Обамы и Карзая пребывают в состоянии упадка, российская политика направлена на то, чтобы подчеркнуть долгосрочную заинтересованность Москвы в стабильном Афганистане.

Кремль, которому играет на руку напряженность между правительством Обамы и Карзаем, усиливает сотрудничество с Афганистаном и усиливает свои позиции в качестве исключительного, выдающегося действующего лица в местных делах.

Другими словами, Россия выглядит сотрудничающей с западными действующими лицами в Афганистане, такими как США и НАТО, но также и предпринимает усилия по усилению собственных позиций, и порой за счет США, поскольку у Кремля есть свои национальные интересы, заставляющие его играть активную роль в Афганистане.

*Хабиби Оздал – исследователь в отделе России и Черноморского региона Международной организации стратегических исследований (USAK) – турецкого исследовательского центра.
** Данный комментарий был впервые опубликован в Hurriyet Daily News и Economic Review