Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sohu (Китай): история Рождества

© CC BY-SA 2.0 / Jorge Franganillo / Перейти в фотобанкРождественская елка в Страсбурге
Рождественская елка в Страсбурге - ИноСМИ, 1920, 25.12.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Празднование Рождества уже давно вышло за рамки религии. Например, с 1870 года в США оно объявлено государственным праздником. Однако так было не всегда. В XVII веке празднование Рождества запретили. Но позднее американцы «заново придумали» праздник. Пользователь «Соху» подробно рассказывает о его истории.

Рождество традиционно отмечается 25 декабря. Это не только священный религиозный праздник, но и глобальное культурное и коммерческое мероприятие. На протяжении двух тысяч лет люди отмечают этот праздник, соблюдая религиозные и светские традиции и обычаи. В этот день христиане празднуют рождение Иисуса из Назарета. Популярными традициями на Рождество являются обмен подарками, украшение рождественских елок, посещение церкви, ужин с семьей и друзьями и, конечно же, ожидание прихода Санта-Клауса. День Рождества — 25 декабря — государственный праздник в США с 1870 года.

Откуда берет свое начало история Рождества?

Середина зимы испокон веков отмечалась во всем мире. За столетия до пришествия Иисуса ранние европейцы праздновали самый темный зимний день в году. Многие люди тогда встречали рассвет дня зимнего солнцестояния бурной радостью, поскольку это означало, что самые суровые зимние дни закончились, и теперь они будут с нетерпением ожидать более длинных дней с большим количеством солнечных часов.

На Скандинавском полуострове норвежцы устраивали празднество от дня зимнего солнцестояния 21 декабря по начала января. В память о возвращении солнца в каждой семье отец и сын приносили домой большие бревна и помещали их в огонь. Пока они не прогорят, люди пили и ели, что могло занимать до 12 дней. Норвежцы верили, что каждая искра в огне является воплощением нового поросенка или теленка, рожденного в наступающем году.

Конец декабря — самое подходящее время для праздника в большинстве стран Европы. Ежегодно в это время забивали большую часть скота, чтобы не кормить его зимой. Для многих это было единственное время года, когда на столе присутствовало свежее мясо. Кроме того, большинство вин и пива, сваренных в течение года, окончательно ферментировались к этому времени, а значит, их можно было пить.

В Германии во время зимних праздников почитали языческого бога Одина. Немцы боялись Одина, потому что верили, что он мог летать по ночам и наблюдать за своим народом, а затем решать, кто будет процветать в будущем году, а кто погибнет. Потому многие предпочитали оставаться в праздники дома.

Сатурналии

В Риме, где зима не такая суровая, как на севере, отмечался праздник Сатурналии — в честь древнеримского бога плодородия Сатурна. Начиная с недели перед зимним солнцестоянием он длился целый месяц. Сатурналии — это период гедонизма, когда следовало пить и есть в изобилии, а нормальный римский общественный порядок подрывался. На целый месяц раб мог стать хозяином, крестьянин взять под контроль город, торговые лавки и школы были закрыты, и таким образом каждый человек мог присоединиться к празднованию.

Также во время зимнего солнцестояния римляне проводили Ювеналии, великое пиршество в честь юношеских игр. Кроме того, 25 декабря представители знати часто отмечали день рождения Митры, бога непобедимого солнца. Считалось, что Митра, младенец-бог, родился на скале. Для некоторых римлян день рождения Митры был самым священным днем ​​в году.

Действительно ли Рождество — это день рождения Иисуса?

В ранний период христианства главным праздником было Воскресение Христово — Пасха, а рождение Иисуса не праздновалось. В IV веке церковники решили сделать рождение Иисуса священным праздником. К сожалению, в Библии не упоминалась дата его рождения (позднее пуритане указывали на этот факт, чтобы отрицать законность празднования). Хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что он мог родиться весной (ведь зачем пастухам пасти стадо посреди зимы?), Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря. Принято считать, что церковь выбрала эту дату, чтобы признать и впитать в религиозный культ языческую традицию Сатурналий. Этот обычай первоначально назывался Днем Рождения Христова, в 432 году он распространился в Египте, а в конце VI века — в Англии.

К концу VIII века празднование Рождества добралось и до Скандинавии. Сегодня в греческой и русской православных церквях Рождество отмечается через 13-14 дней после 25 декабря. Это произошло потому, что западная церковь использует григорианский календарь, а восточная церковь использует юлианский календарь, который на 13-14 дней отстает от григорианского. Западная и Восточная церкви празднуют Крещение Господне или День Трех Королей (День поклонения волхвов) через 12 дней после своего Рождества. Люди верят, что в этот день трое мудрецов наконец нашли Иисуса в яслях.

Проводя Рождество одновременно с традиционным праздником зимнего солнцестояния, церковники увеличили вероятность того, что люди в целом признают Рождество, но при этом они отказались от возможности контролировать, как именно его праздновать. К средневековью христианство в значительной степени вытеснило язычество. На Рождество верующие ходили в церковь, а затем в шумной и пьяной атмосфере, похожей на карнавал, справляли праздник. Ежегодно одного нищего или студента объявляли «королем Рождества», а восторженные празднующие играли роль его подданных. Бедные шли в дома богатых и просили у них угощения. Если хозяин не подчинялся, визитеры могли запугать его различными розыгрышами. Рождество превратилось в то время года, когда представители высшего общества могли выплатить свой реальный или воображаемый «долг» обществу, развлекая менее удачливых сограждан.

Когда Рождество отменили

В начале XVII века волна Реформации изменила способ празднования Рождества в Европе. Когда Оливер Кромвель и его пуританская армия захватили Англию в 1645 году, они поклялись избавить Англию от упадка и часть своих усилий направили на отмену Рождества. Когда по просьбе народа Карл II вернулся на престол, вместе с ним вернулся и общенациональный праздник.

Пуританами были и британские отступники, прибывшие в Соединенные Штаты в 1620 году. Их пуританские убеждения были даже более ортодоксальными, чем верования Кромвеля. Поэтому в ранней Америке Рождество не считалось праздничным днем. С 1659 по 1681 год празднование Рождества в Бостоне было фактически незаконным. Любой, кто проявил бы дух Рождества, мог быть оштрафован на пять шиллингов. Для сравнения, в поселении в Джеймстауне капитан Джон Смит сообщал, что Рождество они провели хорошо и весело.

После Войны за независимость в США британские обычаи попали в немилость, в том числе и Рождество. Фактически до 26 июня 1870 года Рождество не было государственным праздником.

Вашингтон Ирвинг возвращает Рождество

Только в XIX веке американцы вновь вернулись к Рождеству. Американцы «заново придумали» праздник и превратили его из шумного карнавала в семейный день умиротворения и ностальгии. Но вызвал ли интерес американцев к этому празднику XIX век?

Начало XIX века было периодом классовых конфликтов и беспорядков. В течение этого времени уровень безработицы оставался высоким, и в период Рождества часто происходили масштабные выступления людей против классового неравенства, и эти люди не строили себе никаких сказочных иллюзий. В 1828 году городской совет Нью-Йорка создал первые городские полицейские силы в ответ на рождественские беспорядки. Это побудило некоторых представителей высшего класса начать менять традиции празднования Рождества в Соединенных Штатах.

В 1819 году популярный писатель Вашингтон Ирвинг написал серию рассказов о праздновании Рождества в английском поместье. Главный герой очерков — сквайр, который приглашает крестьян в свой дом на празднование. В отличие от проблем, стоящих перед американским обществом, в очерке эти два сословия легко объединились. По мнению Ирвинга, Рождество должно быть мирным и теплым праздником, объединяющим группы людей разного достатка или социального статуса. Персонажи Ирвинга используют «древние обычаи» для празднования, в том числе избрание «короля Рождества». Однако рассказы Ирвинга не основаны на каких-либо праздничных торжествах, в которых он участвовал. На самом деле, многие историки говорят, что в своих очерках Ирвинг фактически «изобрел» традицию, намекнув, что в них описываются настоящие обычаи этого времени года.

«Рождественская песнь»

Примерно в то же время британский писатель Чарльз Диккенс создал праздничную историю — «Рождественская песнь в прозе». Она проповедовала важность филантропии и доброты для всего человечества и получила большой резонанс в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве, а также продемонстрировала членам викторианского общества преимущества проведения праздника.

В начале XIX века семья стала более восприимчивой к эмоциональным потребностям детей. Рождество дало семьям день, когда они могут обратить все свое внимание на детей и дарить им подарки, при этом не пытаясь их «разбаловать».

Когда американцы стали рассматривать Рождество как идеальный семейный праздник, были «откопаны» некоторые древние обычаи. Люди обратили внимание на новых переселенцев, католиков и англиканцев, чтобы понять, как отмечать этот день. В последующие 100 лет американцы создали свои собственные рождественские традиции, которые включали множество обычаев других народов, таких как украшение рождественского дерева, отправка праздничных открыток и обмен подарками.

Хотя большинство семей США быстро поверили в то, что они в общем-то всегда праздновали Рождество, в действительности американцы «заново изобрели» праздник, чтобы удовлетворить культурные потребности своей растущей страны.

Кто придумал Санта-Клауса?

Легенда о Санта-Клаусе восходит к святому по имени Николай Чудотворец, который родился в Турции около 280 года нашей эры. Святой Николай отказался от всего унаследованного богатства и стал странствовать по деревням, чтобы помогать бедным и больным. Он стал покровителем детей, путешественников и моряков.

Николай Чудотворец впервые вошел в американскую массовую культуру в Нью-Йорке в конце XVIII века, когда голландские семьи собрались, чтобы отметить годовщину смерти «святого Николая» (по-голландски — «Синтаклаас»), или для краткости «Санта-Клауса». Это сокращение и дало имя Санта-Клаусу.

В 1822 году писатель-англиканец Клемент Кларк Мур написал рождественскую поэму под названием «Визит святого Николая». Ныне это первое стихотворение более известно под названием «Ночь перед Рождеством». В этой поэме Санта-Клаус изображен веселым человеком, который, сидя в санях, запряженных оленями, летит от дома к дому, чтобы доставить подарки.

В 1881 году политический карикатурист Томас Наст на основе стихов Мура создал образ старого-доброго Санта-Клауса, каким мы его знаем сегодня. Санта-Клаус — это веселый мужчина в красных одеждах и с белой бородой, который держит за спиной мешок с подарками.

Факты о Рождестве

— Только в Соединенных Штатах ежегодно продается от 30 до 35 миллионов настоящих рождественских елок. В США насчитывается около 21 тысяч производителей рождественских елок, и эти елки обычно растут около 15 лет, прежде чем их продают.

— В средние века шумное празднование Рождества было больше похоже на сегодняшние карнавалы.

— Рождество однажды отменялось: с 1659 по 1681 год празднование Рождества в Бостоне считалось незаконным, и те, кто нарушил запрет, могли быть оштрафованы на 5 шиллингов.

— 26 июня 1870 года Соединенные Штаты объявили Рождество государственным праздником.

— Первый гоголь-моголь, сделанный в Соединенных Штатах, был съеден в поселении Джеймстаун капитана Джона Смита в 1607 году.

— Растение пуансеттия (неоф. известное как рождественская звезда, прим. пер.) названо в честь первого американского посла в Мексике Джоэла Робертса Пойнсетта, который привез это красно-зеленое растение из Мексики в США в 1828 году.

— С 1890-х годов Армия спасения (международная религиозная и благотворительная организация, прим. пер.) отправляет на улицы сборщиков пожертвований, одетых в костюмы Санта-Клауса.

— Рудольф, «самый известный северный олень», является плодом воображения Роберта Л. Мэя в 1939 году. Поэт написал стихотворение об олене, чтобы привлечь покупателей в универмаг Montgomery Ward.

— Именно рабочие-строители положили начало традиции установки рождественской ели в Рокфеллеровском центре в 1931 году.