Большое количество тактических и стратегических задач воздушно-космических сил России выполняются стратегическими бомбардировщиками. В эти задачи входят атака наземных целей, противокорабельные операции на удаленном расстоянии и запуск баллистических ракет воздушного базирования. В настоящее время в составе российской армии числится два типа стратегических бомбардировщиков — Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95. Ту-160 является передовым стратегическим бомбардировщиком, обладающим межконтинентальным ударным потенциалом. В целом, данный самолет превосходит стратегические бомбардировщики Соединенных Штатов практически по всем параметрам, за исключением радиолокационной скрытности, и является одним из самых неуязвимых для системы противовоздушной обороны НАТО.

На сегодняшний день «Белый лебедь» — один из лучших стратегических бомбардировщиков с точки зрения комплексных характеристик. Максимальная скорость Ту-160 достигает 2,05 Маха, а максимальный потолок — 20 тысяч метров. Ему неоднократно удавалось уходить от сопровождения американских истребителей F-35. Из-за большого количества топлива внутри Ту-160 его можно перехватить только на короткой дистанции. Таким образом, по скорости с российским бомбардировщиком не сравнятся даже американские истребители F-15 и F-35. Дальность полета Ту-160, загруженного ядерными ракетами, составляет 16 тысяч километров, то есть самолет способен преодолеть расстояние от аэродрома в Приморском крае или Москве до аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке или Финикса в Аризоне без дозаправки. В этом отношении самолет может сравниться с современными гражданскими авиалайнерами. Боевая нагрузка Ту-160 составляет 45 тонн, что будет достаточно для уничтожения всех позиций сухопутных войск.

По маневренности «Белый лебедь» не уступает ни одному тяжелому самолету и может даже составить конкуренцию американским истребителям. По имеющимся данным, Ту-160 смог «напугать» американский авианосец на сверхнизкой высоте. Как сообщается, Ту-160 успешно выполнил первый полет с новыми двигателями НК-32-02. В будущем российская армия, вероятно, оснастит новейшими двигателями все находящиеся в ее составе бомбардировщики данной модели. Это в определенной степени повысит выносливость, бомбовую нагрузку и максимальную скорость боевой машины. Можно сказать, что «Белый лебедь» будет востребован в боевых действиях еще как минимум 30 лет — до тех пор, пока научно-технический прогресс не выйдет на новый уровень. Он сможет уничтожить даже американский стратегический бомбардировщик В-52.

При выполнении боевых операций Ту-160 может преодолеть систему противовоздушной обороны как на сверхвысоких, так и на сверхнизких высотах. В первом случае максимальная высота полета может достигать 20 тысяч метров, а максимальная скорость — 1,5 Маха. В таких условиях перехватить Ту-160 американским истребителям будет практически невозможно. Однако при этом боевой радиус бомбардировщика снижается примерно до трех тысяч километров, но это не играет большой роли, если самолет не используется в противокорабельных операциях. Способность Ту-160 летать на малых высотах при низкой скорости позволит преодолеть американскую систему ПВО и незаметно приблизиться к боевой цели.

На самом деле, от СССР Украинским воздушным силам досталось 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Один из них по наставлению Запада был отправлен в военный музей Украины после демонтажа бортовой электронной аппаратуры и прочего оборудования. Это говорит о страхе Запада перед этой боевой машиной. Из оставшихся 18 — восемь самолетов были перевезены в Российскую Федерацию, а остальные — уничтожены. Таким образом, Украина утратила свой стратегический ударный потенциал и впоследствии не смогла самостоятельно начать разработку и производство стратегических бомбардировщиков. Если бы в то время Украине удалось сохранить Ту-160, то, возможно, современное состояние армии в этой стране не было бы таким плачевным, как сейчас. Можно сказать, что «Белый лебедь» является основой стратегического сдерживания в воздухе, равно как подводные лодки под водой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.