Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

WeChat (Китай): стояние в очереди – давняя традиция России

© РИА Новости Александр Макаров / Перейти в фотобанкОчередь в московский продуктовый магазин в 1991 году
Очередь в московский продуктовый магазин в 1991 году - ИноСМИ, 1920, 29.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пользователю WeChat довелось жить в России, которую он прозвал страной очередей. Эта «традиция» появилась у русских в советское время. В Москве автор стоял в очередях дважды, и этим опытом он делится с читателями. По его собственному признанию, больше всего его поразили люди, которые стояли рядом с ним.

Россию можно назвать страной очередей. Россияне выстраиваются в очереди в супермаркетах, художественных галереях, на катках, в ресторанах…

Самая известная очередь в России выстроилась в тот день, когда в 1990 году в Москве открылся первый «Макдоналдс». Именно тогда ресторан быстрого питания установил мировой рекорд по количеству посетителей в один день (который сохраняется до сих пор) — было принято более 30 тысяч человек. Тысячи москвичей столпились на Пушкинской площади рядом с «Макдоналдсом», очередь протянулась на несколько километров, для поддержания порядка были направлены десятки полицейских. Эта сцена запомнилась многим людям на долгие годы.

Когда я жил в России, мне довелось побывать в двух очередях, которые запомнились мне надолго.

Первый раз я стоял в очереди, чтобы покататься на коньках во Всероссийском конгрессно-выставочном центре. Это был холодный зимний вечер. Вокруг катка столпилось много народу, и в результате я простоял более трех часов. На каток я вошел в десять часов вечера. Моя радость длилась недолго — через полчаса каток закрылся. Но этого было достаточно, я не умел кататься и еле стоял на коньках.

Почему это событие осталось в моей памяти? Меня поразили люди. Они терпеливо стояли в очереди, согреваясь горячим кофе. Несмотря на столь долгое ожидание, на лицах людей не было ни капли раздражения.

Во второй раз это был день бесплатного посещения Третьяковской галереи. На улице шел небольшой дождь, но перед входом все равно образовалась длинная очередь. Хорошо, что я оделся по погоде, иначе я бы не выстоял и ушел.

Однако очередь в Третьяковскую галерею в дни бесплатного посещения — это еще цветочки. Самые длинные очереди выстраиваются в дни открытия выставок картин известных художников, таких как Валентин Серов и Иван Айвазовский. Чтобы посмотреть шедевры живописи, посетители готовы стоять в очереди с утра до вечера. И даже снег и дождь им не помеха!

К примеру, чтобы посетить выставку шедевров Ватикана, организованную Третьяковской галереей, любители искусства, несмотря на холод, четыре часа стояли в очереди на улице. Это был очередной рекорд Третьяковской галереи по числу посетителей после выставки Айвазовского.

В России, занимая место в очереди, принято спрашивать: «Кто последний?» Интересно то, что не обязательно все время находиться в очереди. Можно просто «занять место». Считается нормальным оставить свое место в очереди на некоторое время, при этом оно сохраняется. Нужно лишь предупредить людей, стоящих за вами. Эта хорошая традиция зародилась еще в советское время и сохраняется до сих пор.

Заходя в любой супермаркет в России, вы увидите людей, стоящих в очереди на кассу с полными корзинами всевозможных товаров. В этом плане современная Россия ничем не отличается от других стран мира. Однако в советское время стояние в очередях за покупками являлось общенациональным способом «досуга».

В советский период на полках магазинов всегда можно было встретить «залежавшиеся» товары, то есть то, что никто не хотел покупать. За действительно нужными и желанными товарами непременно выстраивались длиннейшие очереди.

На этот счет существует довольно распространенная шутка. Одна женщина увидела толпу людей, стоящих в очереди. Она подошла к концу очереди и спросила: «Кто последний?» Заняв очередь, она задала следующий вопрос: «А за чем все стоят?» Эта шутка не является преувеличением. Выходя из дома, люди брали с собой авоську — на всякий случай, даже если не собирались ничего покупать.

В советское время рекламировали не только товары — книги, обувь, майонез, шампанское, икру и телевизоры. Каждый рекламный щит должен был сопровождаться лозунгом, отражающими счастье и богатство. Лозунги являлись обязательным атрибутом в СССР.

Все товары, даже самые необходимые для жизни, были заветной мечтой. Некоторые из них вообще никак невозможно было достать, даже если человек хорошо зарабатывал. И чтобы осуществить «мечту», люди занимались обменом, например, меняли обувь на текстиль, текстиль на пылесос и так далее. Таким образом, все предметы использовались для обмена на первоклассные товары, бывшие в дефиците, такие как книги, билеты в театр, холодильники, новые автомобили.

Времена идут, но привычки людей остаются. Когда-то выстраивались в очередь за хлебом и водкой, а теперь — чтобы купить новый iPhone, модные кроссовки и поставить прививку… Россия — действительно страна очередей.