5 ноября 2003 года. В начале 2001 года, когда в Белый дом пришла администрация Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), Михаил Ходорковский, один из богатейших людей России, попросил о встрече с новым советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс (Condoleezza Rice). Как свидетельствует один бывший сотрудник аппарата Белого дома, аналитикам Совета национальной безопасности США было поручено проверить этого человека.
Г-н Ходорковский не удостоился этой аудиенции, которая была ему нужна, чтобы заручиться поддержкой американского истеблишмента, по причине "недоказанных обвинений в неправильном ведении бизнеса в прошлом", как сказал наш источник, отметивший также, что в Вашингтоне г-н Ходорковский много тратился на обхаживание внутреннего круга на Капитолийском холме.
Однако настойчивые усилия г-на Ходорковского с целью завязать знакомства с другими влиятельными американцами принесли свои плоды. В июле прошлого года он встречался с министром энергетики США Спенсером Эйбрахамом (Spencer Abraham) и обсуждал с ним нефтяную политику Америки. В сентябре в Россию приезжал бывший президент США Джордж Буш-старший (George H. W. Bush), который выступал на обеде, где присутствовал также г-н Ходорковский. Это событие подтолкнуло московские газеты к спекулятивным рассуждениям, а не был ли этот визит частью усилий некоторых американских компаний заручиться соглашением о слиянии с нефтяной компанией "ЮКОС", генеральным директором которой до прошлого понедельника являлся г-н Ходорковский.
Инвестиционный банк "Carlyle Group", где г-н Буш-старший до недавних пор был советником, имеет тесные деловые отношения с г-ном Ходорковским. Хотя г-н Буш-старший ездил в Россию как представитель этого банка, его визит не имел ничего общего с нефтяными сделками, и он не встречался с г-ном Ходорковским в частном порядке.
Прошлым летом г-н Ходорковский по приглашению бывшего сенатора-демократа от штата Нью-Джерси Билла Брэдли (Bill Bradley) ездил также на встречу бизнес-элиты в Сан-Вэлли, штат Айдахо, США. Г-н Брэдли консультирует действующий в Великобритании и финансируемый г-ном Ходорковским благотворительный фонд "Открытая Россия". В совете директоров этого фонда состоят Генри Киссинджер (Henry Kissinger), государственный секретарь США в администрации Ричарда Никсона (Richard Nixon), и лорд Ротшильд (Rothschild). Г-н Киссинджер заявил, что встречался с г-ном Ходорковским всего дважды, да и то в составе группы. "Мое участие в совете директоров ни в коей мере не означает, что я одобряю его деловую практику", - заявил г-н Киссинджер, добавив, что "г-н Ходорковский не оказывает особого влияния на гранты этого фонда". От дальнейших комментариев в отношении г-на Ходорковского г-н Киссинджер отказался.
Стремясь к установлению контактов и прославлению своего имени, г-н Ходорковский делает значительные пожертвования благотворительным организациям в России и американским аналитическим организациям. Близкие к нему люди говорят, что у него тройственный мотив: повысить собственную репутацию после скандальных приватизаций в России; изменить практику "ЮКОСа" и отношение к компании в ходе подготовки к ее слиянию с какой-нибудь западной компанией; способствовать экономическим и политическим переменам в России.
"Он хотел более тесных связей с Соединенными Штатами и ставил перед собой цель экспортировать в Америку нефть", - сказала Сара Кэри (Sarah Carey), вашингтонский юрист, которая входит в совет директоров "ЮКОСа" и является личным советником г-на Ходорковского. - Для этого необходимо завоевать дружеское расположение людей здесь, в Вашингтоне". При этом она добавила, что благотворительность - то, чем начинают заниматься сообразительные люди, когда становятся богачами. Компания "ЮКОС" ежегодно жертвует на благотворительные цели более 50 млн. долл. США. Через эту компанию г-н Ходорковский также жертвовал значительные суммы американским организациям, включая 1 млн. долл. - Библиотеке конгресса США и 500000 долл. - фонду Карнеги за международный мир. Специалист этого фонда по России Андерс Аслунд (Anders Aslund) критиковал российское правительство за его противостояние с г-ном Ходорковским.
Другая вашингтонская аналитическая организация, Институт американского предпринимательства, подавшая голос в защиту г-на Ходорковского, отказалась обсуждать свои финансовые отношения с "ЮКОСом".
Фиона Хилл (Fiona Hill), аналитик российских проблем из Брукингского института, сказала, что многие аналитические организации, которые нуждаются в деньгах для осуществления своих программ исследований России, активно добиваются благорасположения г-на Ходорковского. Однако она сообщила, что Брукингский институт отказался принимать от него пожертвования. "Аналитические организации все вместе шутят на тему, кто хочет взять деньги, чтобы профинансировать имидж г-на Ходорковского как модели хорошего корпоративного управления, - сказала г-жа Хилл. - Но по-прежнему остаются вопросы в отношении его деловой практики и того, действительно ли он перестал быть бароном-разбойником и теперь носит белую шляпу".
Другие в Вашингтоне говорили, что влияние купить не так легко, и что у г-на Ходорковского были в Соединенных Штатах трения в связи с сомнениями в том, что он по-настоящему предан идее корпоративных и политических перемен в России. "Ходорковского отличает то, что он понимает, что главенство закона необходимо для легитимизации его компании", - сказал Стив Бьеган (Steve Biegun), специалист по национальной безопасности в аппарате лидера республиканцев в сенате, сенатора от штата Теннеси Билла Фриста (Bill Frist), который несколько раз встречался с г-ном Ходорковским. "Российские олигархи в последнее десятилетие сорят в Вашингтоне деньгами, но мы здесь не дурачки, - сказал он, отметив, что личные качества г-на Ходорковского способствовали "куда более глубокой реакции, чем когда преследованиям подвергались другие российские бизнесмены".