Россия занимает по производству автомобилей тринадцатое место в мире, а по количеству зарегистрированных машин, 22 миллиона единиц, - седьмое место. При этом количество машин, приходящееся на 1 000 жителей (152), еще достаточно невелико. Перспективы рынка сбыта очень хорошие, как в плане производства автомобилей непосредственно в стране, так и что касается импорта. Впрочем, тон при этом все больше задают зварубежные автомобильные концерны. Они все больше расширяют свое присутствие, инвестируя собственные средства или же становясь партнерами местных производителей.

По оценкам Вадима Швецова, генерального директора компании 'Северсталь-авто', удвоение оборота на рынке легковых автомобилей произойдет всего за шесть лет. Он рассчитывает, что в этом году рынок составит 15,7 миллиардов долларов США. Через два года он уже может достигать 21,3 миллиарда, в 2008 году - 27,5 миллиардов, а в 2010 году - 31,7 миллиарда долларов США. При этом старые российские производители свою долю рынка потеряют. Их доходы, правда, растут, в 2004 году они увеличатся в среднем до 5,7 миллиардов долларов США, в 2006 году - примерно до 7,6 миллиардов, а в 2010 году - до 8,4 миллиардов долларов США.

Рост рынка будет происходить не только за счет увеличения производства. Эксперты рассчитывают, что будет также расти средняя цена на автомобиль. Только из-за повышения требований, связанных с соблюдением норм по выхлопным газам и пассивной и активной безопасности, цена автомобилей российского производства вырастет до 2010 года, по крайней мере, до 9 000 долларов США. Радоваться тут могут, прежде всего, западные поставщики: для автомобилей потребуется в будущем больше дорогостоящих комплектующих.

Но в результате уменьшится, по сравнению с иномарками, также разница в стоимости. Российские автомобили пока заметно дешевле новых импортных машин. Большинство местных автопроизводителей тоже хочет остаться на этом сегменте рынка. С тем, чтобы сохранить разницу в цене, российское правительство даже поднимает вопрос об очередном увеличении таможенных пошли до 35 процентов.

По оценке Швецова, импорт автомобилей составит в 2004 году, примерно, 188 000, в 2005 году - 225 000, а в 2010 году - даже 364 000 единиц. Речь будет идти, прежде всего, о более дорогих автомобилях, которые в России не производятся. Есть еще будущее и у подержанных машин. В 2003 году импорт, конечно, заметно сократился, что явилось результатом ужесточения правил ввоза машин. На последующие шесть лет менеджер компании 'Северсталь-авто' предсказывает снова небольшое увеличение ввоза. Ситуацию на рынке решительным образом изменит присутствие зарубежных автомобильных концернов. Два года назад доля иностранных марок машин, которые производились в России, была крайне незначительна. В 2003 году она увеличилась уже на 3,5 процента. В России в общей сложности производится 53 000 легковых автомобилей иностранных марок. Министерство промышленности ожидает, что в 2004 году эта цифра составит 109 000 единиц.

До сих пор непосредственно на рынке присутствуют только три международных автомобильных концерна, два из них (GM и Renault) в форме совместных предприятий. Создать полностью свое собственное предприятие без участия местных партнеров осмелился пока автомобильный концерн 'Ford'. Кстати, проект строительства нового завода во Всеволжске под Санкт-Петербургом руководство компании 'Ford' оценивает как исключительно удачный. В прошлом году там было выпущено 16 261 автомобиль марки 'Focus'. В 2004 году с конвейера сойдет уже 27 200 единиц (плюс 67 процентов).

В то же время меньше воодушевления проявляет по поводу российского проекта компания 'Renault'. Совместное предприятие 'Renault-Avtoframos' было основано еще в 1998 году. Но потребовались почти шесть лет, чтобы запустить проект, не было достаточной поддержки этого проекта со стороны правительства. Но теперь идет активная работа по реконструкции имеющегося автомобильного завода в Москве. Общие инвестиции оцениваются в размере 250 миллионов долларов США. Планируется начать в 2005 году выпуск массовой серии машин модели 'X-90'. Мощности производства сначала будут составлять 60 000 единиц в год. В настоящее время в Москве собирается лишь несколько тысяч автомобилей марки 'Symbol'.

Наряду с этим иностранные легковые машины выпускают два других российских автомобильных завода. 'Автотор' в Калининграде собирает модели BMW, Кia и Hummer, Таганрогский автомобильный завод производит сборку автомобилей компании 'Hyundai' 'Orion', позднее к ним добавится машина марки 'Sonata'. На другом российском автозаводе, Ижмаш, планировалось отверточное производство машин 'Kia Spectra' (40 000 единиц в год). Намечается сотрудничество компании 'Руспромавто' и концерна 'Fiat'. Речь идет, прежде всего, о сотрудничестве в деле производства небольших дизельных двигателей. Планируется, что решение по этому поводу будет принято в мае 2004 года. 'Руспромавто' работает одновременно над проектом вседорожника, производство которого может быть начато в 2006 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.