В Японии предвкушают победу над китайцами в нелегкой и дорогой борьбе за направление стратегически важного нефтепровода из российского Дальнего Востока в Северо-Восточную Азию. Стоимость программы оценивается в 10 миллиардов долларов.

По заявлениям японских официальных лиц, хотя Москва еще не приняла окончательного решения, они ожидают, что нефтепровод пройдет из города Тайшет в Восточной Сибири в дальневосточный порт Находка, находящийся совсем близко от Японии.

Соперничество двух азиатских сверхдержав за российскую нефть может стать предвестником еще более жаркой борьбы в будущем, когда в Китае еще больше вырастет потребность в электроэнергии. В прошлом году Китай уже занял второе место в мире по объемам импорта нефти, обогнав Японию.

По словам Дэниела Ергина, председателя энергетической консалтинговой компании Cambridge Energy Research Associates, 'Китай стал одним из решающих факторов на мировом рынке нефти'. В компании 'Транснефть', российской государственной нефтегазотранспортной монополии, нам также подтвердили, что компания готовится к прокладке нефтепровода из Тайшета в Находку, хотя оговорились, что правительство еще не определило окончательный маршрут.

В то же время, представители 'Транснефти' указали, что возможное использование нефтепровода в Находке не будет ограничиваться интересами Японии. В частности, один из них, Сергей Григорьев, сказал:

- Главная идея прокладки такого нефтепровода состоит в том, что мы не хотим ограничивать себя одним рынком сбыта. Это не будет нефтепровод в Японию; это будет нефтепровод во все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также г-н Григорьев добавил, что повышение стоимости прокладки этого нефтепровода в 4200 километров длиной с начальной цифры в 6 миллиардов долларов до 10 миллиардов обусловлено повышением цен на трубы.

По расчетам, прокладка трубы в Находку обойдется гораздо дороже, чем (первоначальный вариант, предложенный Китаем - пер.) в китайский Дацин. Стоимость того проекта оценивалась в 2,8 миллиарда долларов, но японцы привели серьезные аргументы: транспортировка нефти до берега океана в прямых экономических интересах России, поскольку это даст ей возможность не только развивать промышленность в Западной Сибири, но и по морю экспортировать нефть на другие рынки, в том числе и на западное побережье Америки.

По словам одного из японских официальных лиц, 'экономически это более выгодно для России, потому что даст ей возможность открытого доступа и не запрет ее на одном рынке'.

В Китае думали, что сделка с Россией по прокладке нефтепровода в Дацин, традиционный центр энергетики на северо-востоке страны, уже совершена, но по тому договору Россия не брала на себя жестких обязательств, а финансовые аргументы японцев в результате оказались сильнее.

Профессор Ву Цзинань, японист из Шанхайского института международных исследований, отразил личное мнение многих официальных лиц в Пекине, сказав: 'У нас почти не осталось надежды на победу в этом проекте'.

План прокладки нефтепровода в Китай активно лоббировал 'ЮКОС', крупнейшая российская нефтяная компания. 'ЮКОС' предложил взять на себя долю финансирования проекта, но затем подвергся мощной атаке Кремля - был арестован его бывший генеральный директор Михаил Ходорковский.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.