Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экономика России выгадывает от высоких цен на нефть

Немецкий министр финансов, наверняка, поменялся бы местами со своим российским коллегой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкий министр финансов Ганс Айхель (Hans Eichel), наверняка, поменялся бы местами со своим российским коллегой Алексеем Кудриным. Дело в том, что казначей России записал только в первом квартале в свой актив 155,4 млрд. рублей, это в пересчете - 4,5 млрд. евро

Немецкий министр финансов Ганс Айхель (Hans Eichel), наверняка, поменялся бы местами со своим российским коллегой Алексеем Кудриным. Дело в том, что казначей России записал только в первом квартале в свой актив 155,4 млрд. рублей, это в пересчете - 4,5 млрд. евро.

Не хуже обстоит дело и с ростом внутреннего валового продукта (ВВП): Министерство экономики ожидает в этом году рост на уровне 6,4 процента. 'Альфа-банк', крупнейший частный банк России, рассчитывает даже на рост на уровне 8%, как в первом квартале. Рост до сих обусловливают четыре фактора: продолжающееся увеличение экспорта нефти, сохраняющийся хороший внутренний спрос, рост инвестиций и рост производства.

Однако, если обратить внимание на детали, то они свидетельствуют о наличии потенциальных проблем: Москва с 1999 года увеличила в общей сложности добычу сырой нефти на 50% и уже второй год является крупнейшей нефтедобывающей страной. Но добывающие мощности России становятся теперь все меньше. В настоящее время российский монополист в сфере трубопроводного транспорта, компания 'Транснефть', располагает мощностями, способными перекачивать 4 млн. баррелей нефти в день (1 баррель - 159 литров). Мощности необходимо увеличивать на 800 000 баррелей в день, требует глава 'Транснефти' Семен Вайншток: 'Нам для этого необходимо срочное решение правительства о строительстве нефтепроводов'. Однако кабинет до сих пор медлит, он не разрешает и строительство частных нефтепроводов. Нефтяная промышленность, где занят 1% самодеятельного населения, создает 20% ВВП. Это показывает, в какой мере Россия зависит от мировой конъюнктуры на рынке сырья.

По последним подсчетам Всемирного банка, 3% прошлогоднего экономического роста приходятся на высокие цены на сырье. 'Кремль для более высокого экономического роста был бы обязан взяться за радикальные реформы, и именно в данный момент, когда очень высокие цены на нефть', - требует главный экономист Всемирного банка, курирующий Россию, Кристоф Рюль (Christof Ruehl).

В последнее время высокая цена на нефть привела к повышению курса рубля, что наносит удар по конкурентоспособности компаний, не связанных с экспортом сырья. Если Центральный банк прибегнет к интервенциям с тем, чтобы остановить сильное повышение курса рубля, он рискует не выполнить поставленную задачу сохранения инфляции в этом году на уровне, не превышающем 10%.

Помимо этого неожиданное нефтяное богатство привело к строительному буму, который грозит вылиться в пузырь на рынке недвижимости Москвы, лопни он - и будет нанесен удар по финансовым рынкам. К этому следует добавить, что и в России промышленный рост тормозится растущими ценами на сталь и на энергию.

Ситуация с инвестициями представляет собой противоречивую картину: с одной стороны, иностранные инвестиции выросли в первом квартале на 42,8%, до 1,4 млрд. долларов США. В 2003 году их объем увеличился на 12,8%. Но, с другой стороны, все еще, 'по меньшей мере, половина иностранных инвестиций - это возвращающиеся из-за рубежа российские деньги', считает Олег Солнцев из Института макроэкономических исследований и прогнозирования. России же были бы необходимы иностранные инвестиции 'в размере 20 млрд. долларов США ежегодно, а не 6-8 млрд. долларов, как сегодня', говорит Николай Кащеев из 'Траст-банка'. К тому же до сих пор большая часть денег поступает на реализацию нефтяных проектов в оффшорной зоне на шельфе Сахалина. И, согласно Солнцеву, до сих пор кредиты в значительной мере преобладают над прямыми иностранными инвестициями. Большие долги накопились у предприятий. Если произойдет падение конъюнктуры, то существует 'большой риск нового кризиса на финансовом рынке'.

Россия, в конечном счете, до сих пор не приступила к важным коренным реформам. Так, 42% российских компаний являются убыточными, а доля монополизированного сектора (электроэнергетика, газовая отрасль, железнодорожный транспорт) в экономике продолжает расти.