Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итак, цели ясны, и программа объявлена: за период с 2006 по 2010 годы Россия должна измениться до неузнаваемости. Президент Владимир Путин в первом своем послании к Федеральному собранию после переизбрания на второй срок обозначил 'действительно долгосрочные цели' для России. Большинство позиций президентского 'списка добрых дел' не противоречат друг другу. В советские времена

Автор статьи - независимый депутат Государственной Думы.

Итак, цели ясны, и программа объявлена: за период с 2006 по 2010 годы Россия должна измениться до неузнаваемости. Президент Владимир Путин в первом своем послании к Федеральному собранию после переизбрания на второй срок обозначил 'действительно долгосрочные цели' для России.

Большинство позиций президентского 'списка добрых дел' не противоречат друг другу. В советские времена Михаил Горбачев обещал, что к 2000 году у каждой семьи будет своя собственная квартира. Сейчас целевые показатели по решению наболевшей жилищной проблемы другие - к 2010 году треть работающего населения страны должна быть в состоянии позволить себе покупку новой квартиры.

К тому времени во всей стране будет высококачественное медицинское обслуживание, и начнет расти средняя продолжительность жизни. Значительно повысится качество образования, а престижные учебные заведения откроют двери перед детьми из бедных семей.

Размер экономики увеличится в два раза, предприниматели буду платить низкие налоги, и система налогообложения будет существенно упрощена; налоговый режим будет установлен такой, чтобы у частных предприятий была мотивация расширяться, а не кормить Министерство финансов. Инфляция упадет до уровня в три процента в год, и рубль станет свободно конвертируемой валютой. В России наконец появятся хорошие дороги, а новые нефтепроводы смогут перекачивать намного больше нефти. Кроме того, нам еще раз пообещали, что значительно сократится количество бюрократических ведомств, самих бюрократов и их полномочий, ужесточится бюджетная дисциплина с ориентацией на результат; а еще Россия получит современную армию.

Со странами СНГ будет углубленная интеграция, со странами Европейского Союза - более тесные отношения, а со всеми остальными странами - дружба и согласие.

Россия по собственной воле и без всякого принуждения станет более демократичной и более свободной страной с развитым гражданским обществом.

Те, у кого возникнет впечатление, что они и раньше все это слышали, будут не так уж неправы. Год за годом лидеры России выдвигают одну и ту же программу - изменяются только приоритеты и сроки. В то же время неправильно было бы сказать, что ежегодные послания федеральному собранию, особенно путинские - просто сотрясение воздуха. Уже многое из того, что декларировалось раньше, действительно претворено в жизнь.

Однако в какой степени можно согласиться с главным тезисом Путина - что Россия стала 'политически и экономически стабильной страной'? Ведь хорошо известно, что экономический рост последних лет есть не что иное как результат нормального процесса выхода из кризиса 1998 года плюс необычайно высокие цены на нефть. Нефтегазовая промышленность, в которой занят всего один процент населения, дает четверть ВВП. За последние четыре года существенно повысилась степень концентрации собственности и монополизации экономики, как и степень зависимости страны от международных рынков, прежде всего сырьевых. Усилия по диверсификации экономики и созданию в ней конкурентной среды мало к чему привели. Количество бедных людей в России сократилось, но все еще непозволительно велик разрыв между богатыми и бедными. Коррупция в лучшем случае осталась на завоеванных позициях. Отсутствие у судов независимости и честности не дает никаких гарантий защиты права частной собственности. Что обеспечит нам экономическую стабильность, если внешняя конъюнктура неожиданно ухудшится? Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов страны хватит только на очень ограниченное время.

Что касается путинской декларации о политической стабильности, то и здесь на поверку дело обстоит совсем не так. 'Цветочки' ельцинской поры уже, конечно, в прошлом. Туда же ушло и политическое влияние, которым когда-то пользовались олигархи и региональные лидеры. В центре политической жизни находится молодой энергичный президент и его администрация. Ни один лидер со времен Юрия Андропова не сосредоточивал в своих руках столько власти, сколько Путин. Однако сейчас, так же как и в 1983 году, все в стране зависит от одного человека. В качестве своего преемника Андропов некогда выбрал Михаила Горбачева - этот выбор поставил на голову всю мировую историю и привел к развалу Советского Союза. Кого же готовит себе на смену Путин? И чего мы можем ожидать от его преемника? Сегодня ставки так же высоки, как и 21 год назад. Таким образом, по меньшей мере преждевременно было бы говорить о политической стабильности.

Никто бы и не критиковал власть, если бы у России были действенные демократические институты и разделение властей, авторитетный и независимый парламент, мощные политические партии, как у власти, так и в оппозиции; действительно независимые прокуроры и судьи; не зависящие от Кремля телеканалы; сильная региональная и муниципальная власть. Однако Путин сильно постарался, чтобы подорвать влияние этих столпов стабильности и подчинить их себе. Режим при этом стал сильнее, но государство ослабло.

Поставив на колени парламент, политическую оппозицию, региональных лидеров, телевидение и крупный бизнес, Путину для установления полного контроля над страной не хватает только двух вещей: неправительственных организаций и интернета. Что касается неправительственных организаций, то в их адрес в послании уже прозвучали завуалированные угрозы. Что, если очередь скоро дойдет и до русского интернета? Ни в чем так не были видны разительные отличия между словами Путина и действительностью, как в вопросах демократии и соблюдения прав человека. И никогда Путин так решительно и много не говорил о необходимости строить свободное общество. Путин упрекнул Запад в том, что там его изображают авторитарным лидером, и приписал это нежеланию мириться с возрождением России. Однако на практике укоряется и ускоряется отклонение России от пути свободного развития: режим цинично манипулировал последними парламентскими и президентскими выборами; все усиливается цензура в государственных средствах массовой информации; Михаила Ходорковского до суда держат в следственном изоляторе, а в это время его компания подвергается неустанным атакам властей и получает предупреждения о возможном банкротстве. Недавно Путин представил в Государственную думу драконовский закон, который фактически запретил бы в России проведение референдумов. Еще раньше его правительство пыталось ограничить свободу проведения собраний. Кроме того, тема Чечни прозвучала в послании Путина только в контексте борьбы с международным терроризмом.

Путин провозгласил своей главной и трудной задачей построение свободного общества свободных людей, и эта задача отнюдь не становится легче от того, что сам он движется в прямо противоположном направлении.

Если все цели, обозначенные президентом, будут достигнуты, то мы будем жить в совершенно новом российском государстве. Систему образования, здравоохранения и национальной обороны могут реформировать только честные и квалифицированные чиновники, готовые служить стране во имя общего блага. Но они изменят свои вековые привычки только тогда, когда в стране будут приняты законы, устанавливающие их ответственность за свои действия. Только строгий и тщательный гражданский контроль над вооруженными силами, правоохранительными органами и спецслужбами может сделать огромную 'военную экономику' по-настоящему прозрачной.

Чтобы победить бедность и ликвидировать разрыв между богатыми и бедными, России необходимы независимые профсоюзы и мощная парламентская оппозиция. Только широкая сеть независимых средств массовой информации в связке с независимыми прокуратурой и судом поможет нам искоренить коррупцию. Без демократических институтов нечего и надеяться ограничить власть бюрократии и сбросить ее ярмо, мешающее экономическому росту. При всем этом, пока Путин находится у власти, эти демократические институты все больше напоминают картонные модели. Как и многие правители России до него, Путин не контролирует бюрократию. Наверное, этим можно объяснить его символичное молчание по вопросу борьбы с коррупцией.

Путин хочет сделать Россию сильной и богатой. Его главная цель - обеспечить благосостояние своего народа. Для этого он хочет модернизировать социальную сферу, законы, регулирующие деятельность экономического и финансового сектора, и уменьшить вмешательство государства в рыночные вопросы. Однако всего этого он хочет добиться в рамках системы, которая становится все более и более авторитарной, и, как всегда, с помощью бюрократии, которая только внешне подчиняется Кремлю. Со времен Петра Великого правители России раз за разом пытались провести в стране одну и ту же модель авторитарной модернизации. В двадцатом веке эти попытки возобновили советские генсеки. Однако в результате каждой такой попытки страна оставалась такой же отсталой и забитой, как до нее.

Путин поставил перед собой невыполнимую задачу. До тех пор, пока в государстве и обществе не будет проведена настоящая демократизация, и экономика не будет коренным образом трансформирована, Россия вряд ли добьется реального успеха.