На Дальнем Востоке бушует схватка за российскую нефть. Главные действующие лица: Китай и Япония. При этом речь идет в первую очередь не о непосредственном участии в капитале российских компаний. Спорным моментом является в большей мере то, каким будет решение о строительстве нового нефтепровода из Восточной Сибири.

Китай или Япония?

Российское правительство намерено якобы до конца года решить, будет ли нефтепровод строиться из Иркутской области, непосредственно от Байкальского озера (из соображений экологии это будет не город Ангарск, а Тайшет) в направлении китайского города Дацин или же он будет проложен на востоке страны к российскому порту Находка на Японском море.

Потребности в нефти в обеих странах отвечает желанию России увеличить экспорт (согласно национальной стратегии в области экспорта энергоносителей экспортный прирост переместится до 2020 года с Запада на Восток) и получить таким образом большую выгоду от высокой цены на нефть. Дело в том, что Россия, добывающая ежедневно более девяти миллионов баррелей нефти и занимающая по этому показателю второе место в мире после Саудовской Аравии, исчерпала свои транспортные возможности по перекачке нефти. Сеть нефтепроводов на Востоке, в отличие от западных районов, имеет недостаточную плотность.

В 2002 году премьер России Михаил Касьянов пришел к соглашению с Китаем о строительстве нефтепровода в направлении Дацина. Концерн ЮКОС пообещал поставлять нефть в ближайшие 25 лет. Неожиданно Кремль отдал предпочтение строительству нефтепровода в направлении Находки, а Китай все же добился, чтобы в российскую стратегию в области энергетики был включен пункт о строительстве ответвления от нефтепровода, ведущего в Находку, в сторону Дацина.

Обещанные миллиарды Японии

Япония добивалась принятия варианта, предполагающего строительство нефтепровода протяженностью 4500 километров в направлении порта Находка, который должен быть передан в эксплуатацию в 2009 году, обещаниями выделить миллиарды долларов на освоение восточносибирских месторождений нефти. Преимущество этого маршрута заключается также в том, что из Находки наряду с Японией нефтью можно снабжать также другие страны-потребители, в том числе Китай и США. Кроме того, Россия в геополитическом плане не заинтересована в усилении своего соседа Китая.

Обходные маршруты

Кстати, эксперты предупреждают, что затраты на строительство составят, по меньшей мере, около десяти миллиардов долларов США, а не шесть миллиардов, как это следует из расчетов, что может сделать проект нерентабельным. Однако выгода для Японии является уже очевидной. Это в последнее время усиливает позиции государственной компании по транспортировке нефти 'Транснефть', согласно которым вариант маршрута в Находку без ответвления в сторону Дацина уже передан на экологическую экспертизу.

Однако ставится под сомнение, хватит ли для этого компромиссного варианта в плохо освоенной Восточной Сибири запасов нефти: для поставок ежегодно 30 миллионов тонн в Китай и 50 миллионов тонн - в сторону Находки.

Сильный рост потребления нефти в Китае

Китай сегодня занимает по объемам потребления нефти второе место в мире после США. Доля в мировом потреблении в ближайшие два десятилетия увеличится с нынешних 2,7 процента до уровня более десяти процентов, причем доля импорта возрастет до 2030 года с сегодняшних 30 процентов до 60 процентов. Имея нефтепровод протяженностью 2300 километров в сторону Дацина, Китай надеется покрывать с его помощью треть своей нынешней потребности в импорте. Экспорт российской нефти в Китай - в настоящее время только по железной дороге - увеличился бы в 30 раз. Мудро глядя в будущее, Китай ведет в настоящее время также переговоры о строительстве нового нефтепровода с Казахстаном. Таким образом, проблема, связанная со снабжением нефтью в Восточной Азии, давно трансформировалась в схватку за нее.