Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Противоречивая политика на Кавказе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока действия чеченских террористов ограничиваются пределами Российской Федерации. За ужасами теракта в Беслане стоят десять лет ожесточенного конфликта, в ходе которого обе стороны совершали зверства. Но Бернард Бот, министр иностранных дел Голландии, председательствующий в Совете министров Евросоюза, имел все основания просить объяснений у российского правительства

Пока действия чеченских террористов ограничиваются пределами Российской Федерации. За ужасами теракта в Беслане стоят десять лет ожесточенного конфликта, в ходе которого обе стороны совершали зверства. Но Бернард Бот (Bernard Bot), министр иностранных дел Голландии, председательствующий в Совете министров Евросоюза, имел все основания просить объяснений у российского правительства.

Вызывает тревогу связь между конфликтом в Чечне и нестабильностью по всему Северному Кавказу и Закавказью: существует риск его распространения на соседние государства. Действия Москвы в регионе после распада СССР свидетельствуют о недееспособности государства, охваченного постимперским синдромом - стремлением господствовать над малыми странами на его южной границе, особенно Грузией - и глубоком разложении его вооруженных сил.

В 19 веке покорение Кавказа стало одним из важнейших достижений расширявшейся Российской империи. Городу, где расположен штаб 58 армии, и куда были доставлены некоторые из пострадавших в ходе теракта в Беслане, недавно получил прежнее название, присвоенное ему еще в 19 веке - Владикавказ ('Владей Кавказом'). Овладеть им было непросто. Из всех горских народов самое мощное сопротивление России оказывали чеченцы - в 1840х - 1850х гг. Даже в 1920х гг. они восставали против советской власти, а при Сталине подверглись массовой депортации.

Мнение о том, что Россия должна сохранять контроль над своим южным порубежьем в несколько провокационной манере недавно выразил Сергей Караганов, глава Совета по внешней и оборонной политике - одного из самых уважаемых аналитических центров в Москве. В статье под заголовком 'Прощай, Грузия?' он утверждал, что, если новое грузинское правительство не перейдет к более тесному сотрудничеству с Москвой, России следует признать независимость Абхазии и Южной Осетии - двух мятежных провинций Грузии. Россия яростно сопротивляется предоставлению автономии Чечне, и в то же время активно поддерживает отделение нежизнеспособных регионов за пределами своих границ. В Северной Осетии российские войска защищают суверенитет страны и законность, а в Южной Осетии - сепаратистский режим, существующий за счет контрабанды.

Противоречия между политическим курсом России на Северном Кавказе и в Закавказье проявляются уже давно. Восстание в Абхазии в 1992 г., в результате которого из региона было изгнано более 200000 этнических грузин, поддерживали добровольцы из Чечни. Уже через год герои войны за независимость Абхазии сражались за независимость самой Чечни. Позднее президент Владимир Путин выступал с угрозами в адрес Грузии за ее неспособность закрыть границу с Чечней, через которую перемещались люди и оружие. Теперь же, когда этот участок границы закрыт и там размещены наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Россия не пускает представителей Грузии и ОБСЕ на границу между Северной и Южной Осетией, через которую ведется масштабная контрабанда вооружений.

Особенно поражает системная коррупция, поразившая российских военных в регионе, и снисходительное отношение Кремля к их участию в контрабандной торговле. Задачами 58 армии является и ведение войны в Чечне, и поддержка сепаратистов в Южной Осетии. На гигантском контрабандном рынке в окрестностях Цхинвали, столицы Южной Осетии, который недавно закрыли грузинские власти, под защитой российских войск шла торговля топливом, оружием и наркотиками. Как сообщают российские источники, на Северном Кавказе организовано незаконное производство водки из привозного спирта, прибыль от которого получают военные и криминальные структуры.

Военным формированиям самопровозглашенных республик передается вооружение, в том числе ракеты 'земля-воздух' и противотанковые ракеты российского производства. Войска, воюющие против чеченцев, продают оружие частным покупателям: какая-то его часть в конечном итоге попадает в руки их противников-сепаратистов.

Хотя г-н Путин, естественно, предпочитает говорить о причастности арабов к терроризму на территории России, некоторые российские журналисты осмеливаются высказывать предположения о соучастии самих российских военных. Двоих известных журналистов, критикующих официальную линию Кремля, не допустили в Беслан для расследования событий, связанных с осадой школы; сообщается, что одна из них, Анна Политковская, была отравлена по дороге туда. Г-жа Политковская, вместе с которой я в августе посетил Абхазию и Северную Осетию, прославилась репортажами о чеченском конфликте; в ее последней статье речь шла о сговоре между российскими военными и сепаратистскими режимами в Грузии.

Россия ведет опасную игру в собственном приграничье. Как сообщало российское телевидение, в столкновениях, последовавших за жесткими мерами по пресечению контрабанды, предпринятыми грузинским правительством в августе, осетинским ополченцам оказывали помощь 'добровольцы' из Абхазии и Приднестровья - еще одного незаконного сепаратистского региона в Молдове, существующего при поддержке российской 14 армии. Речь явно идет о 'ползучей аннексии'.

Таким образом, в связи с этим кризисом западным странам не следует откликаться на призывы Кремля к солидарности перед лицом международного терроризма и одновременно соблюдать принцип полного невмешательства во внутренние дела России. Г-ну Боту следовало пойти еще дальше - призвать ОБСЕ организовать международную конференцию по вопросам безопасности границ в Кавказском регионе.

Лорд Уоллес - профессор Лондонской школы экономики, специализирующийся на международных отношениях, и представитель Либерально-демократической партии по внешнеполитическим вопросам в Палате лордов