Москва, 21 сентября 2004 года. "ЮКОС", эта бедствующая российская нефтяная компания, вчера заявила, что со следующей недели существенно сократит экспорт нефти в Китай, тем самым бросив серьезный политический вызов российским властям.

Эта акция "ЮКОСа" является первой попыткой шантажировать власти в отношении продажи российской нефти заграницу; она была предпринята, несмотря на неоднократные заверения администрации, что дело ЮКОСа не окажет воздействия на добычу и экспорт нефти.

Некоторые аналитики сказали, что этот шаг, очевидно, предпринят с тем, чтобы поставить в затруднительное положение российского президента Владимира Путина накануне саммита Китай-Россия, который должен открыться в Москве в среду.

"ЮКОС", транспортирующая нефть в Китай по железной дороге, активно продвигает идею строительства нефтепровода в направлении Китая. Однако государственная компания трубопроводного транспорта "Транснефть" и ряд российских официальных лиц вместо этого фокусируют внимание на конкурентном маршруте из Восточной Сибири к Тихоокеанскому побережью.

"Позиции 'ЮКОСа' и правительства по-прежнему существенно расходятся, - сказал главный аналитик московской брокерской компании "Атон" Стивен Дашевский (Steven Dashevsky). - Это обстоятельство никак нельзя назвать конструктивным или способствующим переговорам. Ситуация становится еще более тупиковой".

Компания "ЮКОС" в своем заявлении указала, что в период с 28 сентября и до конца текущего года сократит экспорт нефти в Китай на 1 млн. т, что объясняется ее неспособностью предварительно финансировать компанию "China National Petroleum Corporation" (CNPC) по части экспортных пошлин и транспортных расходов. В заявлении сказано, что компания "ЮКОС" на прошлой неделе уведомила своих китайских партнеров об этих изменениях.

Этот шаг "ЮКОСа" вызвал суматоху на мировых нефтяных рынках, где наблюдались резкие колебания цен. Торговцы нефтью заявили, что, хотя сокращение экспорта нефти в CNPC знаменует собой первое фактическое прерывание поставок нефти компанией "ЮКОС", ожидается, что эта акция будет недолговечной.

"Не думаю, что 'ЮКОС' окажет сильное влияние на рынок, потому что маловероятно, что Россия позволит делу 'ЮКОСа' влиять на свои доходы от экспорта нефти, - сказал один лондонский торговец нефтью. - Я уверен, что вскоре кто-нибудь начнет оплачивать транспортировку нефти по железной дороге".

Менеджеры компании "ЮКОС" предостерегли, что пытаются выжить в условиях усиления попыток российских судов заморозить ее банковские счета и заставить ее уплатить растущие недоимки по налогам. Менеджеры "ЮКОСа" неоднократно заявляли, что банкротство компании остается весьма вероятным, хотя они и пытаются его избежать.

Главный финансист компании "ЮКОС" Брюс Мизамор (Bruce Misamore) в прошлую пятницу дал понять, что первая часть задолженности по налогам и штрафов за 2000 год в сумме 3,6 млрд. долл. США должна быть выплачена в срок не более месяца из тех доходов от продажи нефти, которые прямо переводятся правительству. "ЮКОСу" предстоит погасить также недоимки по налогам за 2001 год в сумме 4,1 млрд. долл.