Люди смеялись над Тимуром Бекмамбетовым, когда он предложил запустить в прокат свой новый эпический фильм 'Ночной дозор' в июле прошлого года. Москва и Санкт-Петербург будут в отпуске, говорили они. Люди разъедутся на дачи.

Но он оказался прав. 'Ночной дозор' - великолепный в своей посредственности гибрид из 'Властелина колец', 'Матрицы' и 'Блейда', в котором люди со сверхъестественными способностями не дают вампирам и колдунам разрушить давнее перемирие между силами света и тьмы, за первый месяц показа собрал 16,3 миллиона долларов. Это рекорд для российского фильма.

Рекламная кампания 'Ночного дозора' была нацелена на молодежную аудиторию. По словам Бекмамбетова, это для России только начало. 'У молодого поколения нет опыта просмотра российских фильмов, - объясняет он, - если фильм российский, он плохой, если фильм американский, он хороший'.

Бекмамбетов, который родом из Казахстана, рассказывал о своем фильме во время Берлинского кинофестиваля. Он удивился, узнав, что 'Ночной дозор' пользуется на фестивальном показе огромной популярностью. Но это отражает укрепление международных позиций российского кино. В прошлом году фильм Андрея Звягинцева 'Возвращение' получил всемирное признание и был продан в 70 стран. В 2003 году фильм Александра Сокурова 'Русский ковчег' с его впечатляющей съемкой в движении по залам Эрмитажа стал своего рода флагманом российской культуры.

Два этих фильма были переломным моментом, начавшим возрождение российской киноиндустрии. После распада Советского Союза Госкино, организация, ведавшая кинопроизводством, была распущена. Централизованное финансирование практически прекратилось, и в 1997 году в России снималось всего 12 художественных фильмов в год. Кинотеатры были заполнены американской импортной продукцией. Однако в 2003 году государственное финансирование кинопромышленности выросло на 14 процентов; соответственно выросло и количество российских художественных фильмов - до 75 в год.

А сегодня появляются признаки того, что российское кино вступает в свою самую воинственную - коммерческую - фазу. Фильмы, которые тонким ручейком текли в прокат десять лет назад, являлись в основном реалистическими посмертными исследованиями советского наследия. К ним можно отнести сокуровский фильм 'Дни затмения' и фильм Павла Лунгина 'Такси-блюз'. Но теперь, когда американские боевики прочно заняли свое место в меню, у зрителей появился аппетит к таким же высококалорийным триллерам. 'Антикиллер-2', резкий боевик, в котором чеченские террористы изображаются как страшные злодеи, был выпущен на экраны в конце 2003 года и стал лидером проката, собрав 2,7 миллиона долларов.

Но 'Ночной дозор' стал первым российским фильмом, нацелившимся на мировой блокбастерский успех. Он и задумывался как привилегированное кино. Его продолжение 'Дневной дозор' должен выйти на экраны в России 30 сентября. Американская компания Fox уже купила право проката и производства, подписав договор о совместном римейке на английском языке.

Режиссерским дебютом Бекмамбетова стал в 1994 году высокохудожественный фильм 'Пешаварский вальс' о войне в Афганистане. Затем он начал дрейф в сторону коммерческого кино, поощряемый к этому американским ветераном режиссуры Роджером Корманом. Корман в 2001 году предложил ему снять фильм 'Арена' - плагиаторскую копию с 'Гладиатора', в котором играют только женщины. Бюджет фильма составлял 200 000 долларов. Они построили деревянный Колизей недалеко от Санкт-Петербурга и стали ждать, пока Корман не привезет двух главных актрис.'За десять дней до съемок я получил конверт, в котором был журнал 'Плэйбой' и маленькая записка: 'Смотри страницы 7 и 10'', - рассказал Бекмамбетов.

'Ночной дозор' задумывался как мировой блокбастер, но он наполнен своеобразной славянской спецификой. В нем присутствуют фаталистические сказочные оттенки, являющиеся отражением оригинальной трилогии Сергея Лукьяненко. В версии на английском языке субтитры, появляющиеся на экране, написаны причудливым шрифтом, из некоторых слов сочится кровь.

Даже борьба света и тьмы становится символом новой России. Действие разворачивается в обшарпанных жилых кварталах современной Москвы, и многие отрицательные герои носят костюмы, типичные для нового поколения бандитов, управляющих страной.

Надо подождать до лета и посмотреть, как иностранная аудитория воспримет этот любопытный гибрид, который отчаянно старается подделаться под Запад, но на деле является чем-то другим, совершенно особенным - как и сама Россия.

___________________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru:

Россия наносит ответный удар ("The New York Times", США)

'Ночной дозор' - начало новой эры ("The Washington Post", США)

Российский 'ужастик' ("Newsweek", США)

Возрождение российского кинематографа ("BBC", Великобритания)

Русские идут ("Die Welt", Германия)