Самый прибыльный из ресторанов 'McDonald's' находится не в Америке, как думают многие, а на Пушкинской площади в Москве. За день здесь обслуживается приблизительно 30 тысяч покупателей - почти столько же, сколько было в день его открытия (31 января 1990 г.). Меню московского 'McDonald's', в сущности, ничем не отличается от своего американского аналога с той лишь разницей, что среди стандартного набора традиционных блюд русской кухни можно найти пирог с капустой.

'McDonald's' на Пушкинской представляет интерес еще и потому, что этот ресторан является жемчужиной быстро растущей земельной империи американской компании, которая за такой короткий срок снискала себе славу крупнейшего в России собственника недвижимости.

Другие крупные компании с мировым именем не замедлили последовать ее примеру и уже одной ногой переступили порог клуба привилегированных торговцев недвижимостью. Тем не менее, во всяком бизнесе есть и свои сложности: три офисных здания, принадлежащие 'McDonald's' в центре Москвы, никак не могут быть проданы вот уже почти целый год.

Руководство 'McDonald's' решилось на завоевание российского рынка недвижимости в начале 90-х годов прошлого столетия, осознав невозможность перевода рублей, полученных от продажи гамбургеров и молочных коктейлей, в иностранную валюту. Вся выручка в рублях пошла на покупку сельскохозяйственных угодий и строительство в предместье Москвы нескольких офисных зданий, оптовой базы и производственного предприятия - получивших впоследствии название 'McComplex'. В 1993 г. американская компания завершила строительство своего первого офисного небоскреба в центре столицы, всего лишь в нескольких кварталах от Кремля.

Первыми арендаторами стали компании 'Coca-Cola' и 'Upjohn'.

Объем земельных владений рос по мере того, как 'McDonald's' открывал новые рестораны, покупая собственность своих менее удачливых конкурентов - в России не так-то просто получить кредит на организацию небольших предприятий, даже если речь идет о франшизах, которые 'McDonald's' продает в другие страны.

На данный момент в ресторанном бизнесе 'McDonald's' заняты 17 тысяч россиян, которые работают в 37 городах России. Руководство американской компании планирует открыть 25 закусочных в этом году и еще 75 - к началу 2007 г.

Сегодня покупка земли в центре Москвы представляется практически невозможной, поэтому в этом смысле руководству 'McDonald's' повезло, что оно успело 15 лет назад добиться желаемого результата, тесно сотрудничая с мэрией города. 'У нас были потрясающие отношения с московскими властями, и мэр города в какой-то момент согласился продать нам ряд объектов в центре российской столицы', - вспоминает Джордж Кохон (George Cohon), глава канадского отделения 'McDonald's', в свое время подтолкнувший столичных градоначальников к открытию ресторана на Пушкинской площади.

Российские эксперты на рынке недвижимости достаточно осторожно оценили стоимость 127 ресторанов 'McDonald's', включая землю, складские помещения и оптовые базы, в 115 миллионов долларов США, хотя эта цифра может быть намного выше при условии успешной продажи вышеупомянутых офисных зданий и обратного получения в аренду земельного пространства вокруг них. В прошлом году прибыль американской компании в России составила 310 миллионов долларов США.

'В центре Парижа и Лондона мы довольствуемся лишь долгосрочной арендой, а здесь мы смогли получить землю в собственность', - заявил Расс Смит (Russ Smyth), президент европейского филиала американской компании, в интервью по случаю 15-ой годовщины открытия первого ресторана 'McDonald's' на Пушкинской площади. Он не стал гадать и отказался дать оценку стоимости российского портфолио своей компании: 'Это совершенно точно скрытый актив, чья фактическая стоимость будет намного выше при продаже'.

Расторопность руководства 'McDonald's' при покупке земли в самых престижных районах российской столицы помогает сегодня американской компании выстоять в борьбе с другими корпоративными монстрами, стремящимися зацепиться за российский рынок, каким без сомнения является кофейный гигант 'Starbucks'. В ряде своих ресторанов, например, в том, что расположен на популярном среди туристов Старом Арбате, менеджеры 'McDonald's' добавили пару уютных кафе с мягким освещением и десертным меню. Вполне возможно, что именно в рамках стратегии превентивных действий, в ресторанах американской компании посетителям недавно стали предлагать кофе экспрессо.

Другие иностранные компании в России, не мудрствуя лукаво, стали копировать тактику своих флагманов. В 2002 г. шведский мебельный гигант 'Ikea' открыл свой первый торговый комплекс-гигант по дороге в аэропорт 'Шереметьево-2', а совсем недавно в Подмосковье стал действовать его брат-близнец. В прошлом году руководство 'Ikea' открыло первый торговый центр в Казани, столице Татарстана, и планирует открыть свои представительства еще в десяти российских городах с численностью населения более одного миллиона человек.

В сеть супермаркетов 'Aushan' входит как минимум три торговых центра в Москве, и французы не собираются останавливаться на достигнутом. По некоторым данным, в ближайшем будущем планируется строительство новых супермаркетов в Санкт-Петербурге.

'Все крупные международные компании просто вынуждены увеличивать свои землевладения, - отметил один из агентов по торговле недвижимостью, представляющий интересы ряда крупных компаний. - Это свидетельствует о том, что большая часть прямых иностранных инвестиций в российскую экономику уходит на покупку недвижимости'.

Для руководства 'McDonald's' Россия сегодня является самым перспективным рынком наряду с Западной Европой и Китаем.

'В Америке для них настали трудные времена, так как там просто больше нет места для строительства новых ресторанов, - считает адвокат Ричард Адамс (Richard Adams) из компании 'Franchise Equity Group', представляющей интересы держателей торговых лицензий 'McDonald's'. - Их рост это тот демон внутри, с которым они должны постоянно бороться. Вот почему они вынуждены метаться в поисках иностранных рынков сбыта для того, чтобы ублажить инвесторов с Уолл-Стрит'.

По словам агентов по торговле недвижимостью, стоимость вышеупомянутых офисных зданий в центре Москвы, с продажей которых руководство 'McDonald's' испытывает серьезные трудности, за последние десять лет увеличилась почти на 40% и составляет сегодня 45 миллионов долларов. Отчасти это произошло из-за острой нехватки высококачественных офисных помещений в российской столице. Согласно статистическим данным известной риэлторской фирмы 'Noble Gibbons', в прошлом году количество заключенных договоров на аренду офисных помещений в Москве увеличилось в среднем на 30% по сравнению с показателями 2003 г.

'Однако эти три здания были построены достаточно давно, и их состояние может быть далеко от идеального, - подчеркивает Екатерина Константинова, ведущий аналитик компании 'Тройка-Диалог', лидера на рынке коммерческой недвижимости. - По прошествии пяти лет здание теряет свой первоначальный блеск'.

Одно из трех зданий, выставленных на продажу, пострадало в результате пожара в конце прошлого года, что отпугнуло потенциальных покупателей, вознамерившихся было расстаться со своими деньгами. Но хуже всего то, что расположенный недалеко от Кремля комплекс, как выразился Олег Мышкин из компании 'Colliers International', 'не оборудован автомобильной стоянкой' - серьезный недостаток, если не сказать больше, в условиях интенсивного движения в мегаполисе с многомиллионным населением: 'Все коммуникации здания находятся в изношенном состоянии, что подразумевает огромные расходы по отложенному ремонту'.

Тем не менее, в России боссы 'McDonald's' смогли избежать ряда проблем, которые вызывали у них головную боль на Западе.

Обвинения в том, что американский 'фаст-фуд' способствует ожирению, абсолютно неактуальны для большинства россиян, которые предпочитают употреблять в пищу майонез с 40-процентным содержанием жира. Никто здесь не беспокоится и о низких ценах (а, значит, и о качестве) продукции 'McDonald's', так как средняя зарплата в России составляет всего-навсего 250 долларов США в месяц.

Некоторые особо политизированные покупатели даже утверждают, что в общественном сознании 'McDonald's' ассоциируется с 'гласностью и перестройкой' - категориями, введенными в российский обиход Михаилом Горбачевым в последние года существования Советского Союза.

'Тогда в магазинах еды вообще не было, - вспоминает Владимир Малышков, руководитель департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы, который имел непосредственное отношение к открытию первого ресторана 'McDonald's' на Пушкинской площади. - Меня даже хотели привлечь к уголовной ответственности за то, что я занимался поставками мяса для 'McDonald's''.

'Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что это было преддверием свободной жизни', - добавил он.