В статье "Чекист без погон", опубликованной в 'Le Soir' от 3 февраля, журналист П.Матиль на основе информации международных агентств сообщил о том, что Председатель Правительства России М.Е.Фрадков дал указание Федеральной службе безопасности (ФСБ - автор называет ее "бывший КГБ") "продолжать шпионить за деловым миром за границей с тем, чтобы помочь российской экономике".

На этом основании автор статьи выдвинул предположение о том, что российский премьер в бытность главой Постоянного представительства России при Европейском союзе мог заниматься шпионажем.

Хотел бы успокоить читателей 'Le Soir': глава российского правительства во время работы в Брюсселе не занимался деятельностью, не совместимой с дипломатическим статусом. А гипотеза г-на П.Матиля построена на недостатке информации о ФСБ.

В реальности ФСБ по своему статусу и функциям глубоко отлична от КГБ СССР. В задачи Федеральной службы входит в первую очередь ведение контрразведки, в т.ч. для защиты экономической безопасности Российской Федерации, борьба с коррупцией и крупными экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков, борьба с терроризмом, охрана государственной границы. Уже поэтому ошибочно приписывать Председателю Правительства России требование к ФСБ "шпионить за деловым миром за границей".

Чего же, в таком случае, ждет Правительство России от ФСБ?

Прежде всего, пресечения экономического и научно-технического шпионажа, который, увы, получил большое развитие в России в 90-е годы. Очевидно, что такая утечка информации вредит конкурентоспособности российских предприятий и, в целом, - экономике страны. Обеспечение экономической безопасности страны - законная функция спецслужб любого государства, в т.ч. и Бельгии.

Сошлюсь для примера на Закон о службах разведки и безопасности, действующий в Бельгии. Согласно параграфу 1 статьи 7 закона служба государственной безопасности должна "собирать, анализировать и обрабатывать информацию, относящуюся к любой деятельности, угрожающей или могущей угрожать: научному и экономическому потенциалу страны".

Важная задача ФСБ - анализ экономического законодательства и деловой практики зарубежных стран для своевременного снятия избыточных ограничений на коммерческую информацию, мешающих нашим предприятиям на равных конкурировать с иностранными фирмами на тендерах, при получении кредитов, выпуске акций.

Так, в 2001-2002 гг. в России были сняты ограничения на раскрытие ранее секретной информации о запасах и производстве драгоценных металлов и алмазов. Это, в частности, позволило компании "Норильский никель" выйти на западный рынок ценных бумаг и расширить доступ к кредитам. Благодаря этому же решению Российская Федерация смогла присоединиться к Кимберлийскому процессу и стать в 2005 г. его председателем.

Формированию более благоприятного инвестиционного климата, в т.ч. для иностранных предпринимателей, призвана способствовать борьба с коррупцией в госаппарате. В 90-е годы эта "болезнь" приобрела опасные размеры, серьезно вредила имиджу России в западном деловом мире. Перед ФСБ стоит задача резко усилить борьбу с коррупцией, в т.ч. в милиции, судах, органах государственного управления.

Офицеры Службы ведут обмен информацией с коллегами из аналогичных служб стран Запада. В центре их внимания - крупные экономические преступления, в которых могут участвовать российские граждане, незаконная торговля оружием, наркотрафик, и конечно, терроризм. Такое взаимодействие дает практические результаты, важные для обеих сторон. Особо выделю оперативное сотрудничество этой Службы с ФБР в сфере антитеррора. По словам руководителя антитеррористического центра ФБР Дж.Льюиса, "свидетельством того, насколько мы продвинулись в деле развития информационного обмена и открытости, может служить факт участия сотрудников ФСБ России в операциях и расследованиях, проводимых ФБР на территории США". Например, в феврале 2005 г. представители ФСБ были командированы в США для представления экспертных показаний в американской суде.

В статье П.Матиля как о тревожном факте говорится о росте бюджета ФСБ в 2005 г. Действительно, Россия вынуждена увеличить расходы на обеспечение внутренней безопасности. Может ли иначе действовать ответственное правительство перед лицом очевидного и драматического роста террористических угроз?

Трагедия Беслана, подрыв террористами двух пассажирских самолетов и вагона московского метро вынуждают государство проводить быстрое техническое перевооружение ФСБ и МВД, ведущих борьбу с террором. Между тем речь идет об очень дорогостоящих мерах: оснащение таможенных пунктов системами сканирования грузовиков, модернизация систем безопасности в аэропортах, в метро и на железнодорожных терминалах.

Автора статьи - посол России в Бельгии

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Вадим Луков: Зачем демонизировать Россию? ("La Libre Belgique", Бельгия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.