В эти выходные в Беринговом море, примерно в 60 милях от Камчатки, произошло событие, не оставившее сомнений в том, что Холодная война ушла в прошлое. Российский военно-морской флот показал, насколько далеко он ушел от стереотипов 1980х гг. (и как много ему еще предстоит сделать для безопасности собственных моряков), попросив помощи для спасения 7 членов экипажа батискафа, оказавшегося в ловушке на глубине 600 футов. Еще недавно Кремль ни за что не обратился бы к иностранцам с такой просьбой из опасений, что при этом будут раскрыты его технологические секреты.

В спасательной операции были задействованы трое бывших противников Москвы. Кабели и рыболовные сети, в которых запутался батискаф, перерезал британский глубоководный аппарат, а американцы и японцы оказали спасателям помощь людьми и оборудованием. Кроме того, этот случай продемонстрировал, что российских подводников сегодня следует причислить к разряду самых храбрых - или безрассудных - людей на свете.

Список катастроф с российскими субмаринами велик. Последней масштабной трагедией стала гибель 'Курска' от взрыва на борту пять лет назад. Тогда Москва не одни сутки медлила с просьбой о помощи, хотя некоторые из 118 членов экипажа были живы еще несколько часов, и пытались связаться со спасателями, стуча в корпус лодки.

На сей раз Россия без промедления попросила о помощи. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Гэри Роухед (Gary Roughead), высоко отозвался о сотрудничестве и взаимодействии ВМС разных стран в ходе спасательной операции. Подводники всегда испытывают чувство товарищества по отношению к коллегам, даже противникам, понимая, что их связывает одна и та же опасная профессия. Клэй Блэр (Clay Blair), служивший на субмаринах в годы второй мировой войны, вспоминает, как сотни морских офицеров стран Антигитлеровской коалиции протестовали против осуждения Нюрнбергским трибуналом немецкого адмирала Карла Деница (Karl Donitz) за то, что тот приказал подводникам не подбирать моряков с потопленных ими кораблей. Офицеры считали, что судьи не смогли понять особой ожесточенности подводной войны.

Напомним еще один случай, связанный с гибелью советской атомной подлодки в Тихом океане в 1968 г. Когда через несколько лет зафрахтованное ЦРУ специальное судно 'Glomar Explorer' сумело поднять один из ее отсеков, обнаруженные там останки шестерых моряков были торжественно захоронены в море. Позднее директор ЦРУ Роберт М. Гейтс (Robert M. Gates) посетил Москву и рассказал об этой церемонии российскому президенту Борису Н. Ельцину.

Подводников поджидает много опасностей. Взрыв на борту субмарины может привести к гибели кого-то из членов экипажа, или образовать пробоину, через которую в лодку хлынет вода. Экипаж российского батискафа мог погибнуть от отравления углекислым газом, накапливавшимся внутри по мере истощения запасов кислорода. Иностранные спасатели, вылетевшие на российский Дальний Восток, осознавали эту опасность и знали, что действовать надо быстро и умело. Россия, в свою очередь, извлекла урок из трагедии Курска, и поняла: без помощи не обойтись. Теперь ей необходимо обзавестись собственными аппаратами, способными спасать жизни ее моряков.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Спасение субмарины: пять лет спустя ("USA Today", США)

Российская армия: ржавые танки, неисправные бомбардировщики ("Der Tagesspiegel", Германия)

Сотрудничество дает результат - подводная лодка спасена ("Christian Science Monitor", США)

Гонка со временем выиграна ("The New York Times", США)

Катастрофический коктейль по-русски ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Подводное дежа вю ("Wprost", Польша)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.