Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медленный поток российской нефти

Недавнее прекращение роста добычи в компании "Юганскнефтегаз" стало зловещим признаком того, что Россия "напартачила" с национализацией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении 5 лет менеджеры богатейших нефтяных месторождений России в Западной Сибири повышали добычу нефти в среднем на 14% ежегодно, преодолевая многие десятилетия советского пренебрежения путем ремонта протечек нефтепроводов, замены насосов и подготовки более качественных геологических карт. Но затем все это прекратилось.

Москва, 19 сентября 2005 года. На протяжении 5 лет менеджеры богатейших нефтяных месторождений России в Западной Сибири повышали добычу нефти в среднем на 14% ежегодно, преодолевая многие десятилетия советского пренебрежения путем ремонта протечек нефтепроводов, замены насосов и подготовки более качественных геологических карт.

Но затем все это прекратилось. В году, последовавшем за фактической национализацией в декабре 2004 года "Юганскнефтегаза", главного добывающего предприятия нефтяной компании "ЮКОС", оно, согласно прогнозам нового владельца, добудет столько же нефти - 385 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) - сколько добыло в 2004 году, несмотря даже на то, что цена на нефть в 2005 году резко поднялась, а ее глобальные поставки стали исключительно напряженными.

Месторождения "Юганскнефтегаза" охватывают пять из наиболее богатых нефтью регионов Западной Сибири. Контролируемая государством нефтегазовая компания "Роснефть" получила их в январе с.г., после того, как государство взяло под свой контроль "Юганскнефтегаз", по официальной версии, в частичное погашение недоимок по налогам в сумме 28 млрд. долл. США, которые были вменены "ЮКОСу", в то время крупнейшей российской частной нефтяной компании.

Эта смена собственника считается критической поворотной точкой в политике президента Владимира Путина, стремящегося поставить под контроль Кремля нефтегазовую отрасль - политике, которая привела к частичной ренационализации отрасли, являющейся одним из крупнейших мировых поставщиков энергоносителей. (До конца 1991 года, при командной экономике Советского Союза, энергетические отрасли - и практически все другие - принадлежали государству.)

Аналитики и инсайдеры отрасли считают, что недавнее прекращение роста добычи в компании "Юганскнефтегаз" стало зловещим признаком того, что Россия "напартачила" с национализацией.

"России нужно показать всему миру, что она не просто крупный энергетический партнер, но потенциально гораздо более крупный, в особенности для Соединенных Штатов Америки", - заявил главный стратег "Альфа-Банка" Кристофер Уифер (Christopher Weafer).

Другим признаком того, что правительство имеет власть над нефтяной отраслью России, стало то, что, как сообщило агентство новостей "Interfax", крупнейшие нефтедобывающие компании страны на встрече с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко в понедельник согласились "заморозить" до конца года внутренние цены на бензин. Это решение отразило давление общества на правительство г-на Путина в момент, когда вслед за высокими ценами на сырую нефть цены на бензин выросли примерно до 2,52 долл. за галлон (1 галлон США = 3,78533 л), что близко к американским уровням. В одном регионе Сибири начались протесты фермеров.

Лимит цены на бензин на внутреннем рынке отвечает желанию правительства умиротворить общественность, а не нефтяные компании, которые стремятся максимизировать свои прибыли.

Неприятности в компании "Юганскнефтегаз" пришлись на тот момент, когда контролируемая государством гигантская энергетическая компания "Газпром" готовится купить у обосновавшегося в Лондоне российского магната Романа Абрамовича частную нефтяную компанию "Сибнефть", занимающую 5-е место в России и добывающую более 900000 баррелей нефти в сутки. В результате этой сделки под контролем Кремля может оказаться четвертая часть (по данным за 2004 год) всей российской добычи нефти.

"Роснефть" приписала прекращение роста добычи нефти в "Юганскнефтегазе" беспорядкам, связанным с процессом смены собственника, а также прежним неправильным управленческим решениям "ЮКОСа". Снижение темпов роста добычи нефти, по свидетельству "Роснефти", обусловлено также "узкими местами" в системе нефтепроводов и высокими налогами во всей отрасли.

Каковы бы ни были действительные причины, снижение темпов роста добычи нефти угрожает подорвать усилия России по превращению своих энергетических компаний в крупных международных экспортеров нефти. Трансформация такого рода зависит от их способности поставлять энергоносители в договоренных объемах.

В масштабах отрасли рост добычи в этом году прогнозируется на уровне 3%, в сравнении со средним показателем 7,8% за предыдущий 5-летний период. Рост сохранится на указанном уровне до тех пор, когда Россия построит дополнительные нефтепроводы, сказал г-н Уифер.

Ставки высоки. По некоторым оценкам, Россия по экспорту нефти стоит на 2-м месте в мире после Саудовской Аравии. Прогнозы Министерства промышленности и энергетики РФ, на которые ссылается Министерство энергетики США, показывают, что в текущем году экспорт сырой нефти, возможно, вырастет по сравнению с 5,14 млн. баррелей в сутки в 2004 году и к 2015 году достигнет 6,2 млн. баррелей в сутки.

Большая часть российской нефти сейчас экспортируется в Европу. Но к 2010 году Россия, как ожидается, начнет экспортировать энергоносители непосредственно в Соединенные Штаты. Нефть, добываемая на офшорных месторождениях вокруг о. Сахалин, возможно, будет транспортироваться к Западному побережью США, а нефть и природный газ, добываемые в Заполярье - к Восточному побережью США.

В самом деле, потенциальные возможности России по экспорту энергоносителей были одной из тем, которую затронул г-н Путин на совместной с президентом Бушем (George W. Bush) пресс-конференции в Вашингтоне в прошлую пятницу. "Мы видим огромные возможности для дальнейшего увеличения экономического сотрудничества в энергетическом секторе, - сказал г-н Путин. - Мы все это подробно обсудили".

Однако доверие экспертов энергетической отрасли к тому, что Россия укрепит свое положение экспортера нефти, зависит от ее способности нарастить добычу и улучшить эффективность производства.

"Когда вор крадет ваш автомобиль, он в тот момент еще не знает, как им управлять, - сказал Александр Шадрин, пресс-секретарь компании "ЮКОС", которой прежде принадлежали сибирские месторождения. - 'Роснефть' украла наши активы. Пока они не догадаются, как ими пользоваться, будет сохраняться неразбериха".

Политическое вмешательство в дела только еще становящихся на ноги российских нефтяных компаний может поставить им подножку в наращивании объемов добычи, поскольку национализированные компании снова становятся объектами патронажа или коррупции, сказал г-н Шадрин.

Пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Кирьянов отмел обвинения в неэффективности. Он сказал, что его компания планирует компенсировать менеджеров фондовыми опционами. Это и ожидаемая в начале следующего года отмена ограничений для иностранцев на покупку акций "Газпрома", сказал он, повысят качество корпоративного управления.

"Роснефть" приписала прекращение роста темпов добычи в компании "Юганскнефтегаз" неспособности "ЮКОСа" обеспечить поддержание в исправном состоянии оборудования и неразберихе в период смены собственника. По словам представителей "Роснефти", "ЮКОС" нанес урон месторождениям чрезмерно интенсивной эксплуатацией, и по этой причине "Роснефти" в этом году пришлось сократить добычу, чтобы уладить проблемы. "Роснефть" отказалась уточнить, как именно был нанесен урон месторождениям.

Инженер-нефтяник из Хьюстона Карл Гранджер (Carl Granger), который работал на этих месторождениях в 2002 году по контракту с "ЮКОСом", высказал другое мнение. При "ЮКОСе", сказал он, инженеры наращивали объемы добычи, заменяя насосы советской эпохи, подстраивая средства управления и очищая более старые скважины, вкладывая деньги и покупая необходимое оборудование за рубежом. Нефтедобывающее подразделение также освоило новое месторождение, чем и объясняется резкое увеличение добычи нефти.

"Потенциальные возможности наращивания добычи были невероятно высокими в сравнении с тем, что делалось прежде, - сказал г-н Гранджер, имея в виду работавшие не на полную мощность старые буровые установки, разбросанные по тайге в Восточной Сибири. - Там все еще остаются тысячи таких нефтяных скважин".