На выставке 'Европалия' пред нами предстало все разнообразие богатой российской культуры. Но можно ли на основании этого утверждать, что демократизация страны идет все быстрее. . .

В апреле 1975 г. король Бодуэн в сопровождении своего премьер-министра Лео Тиндеманса (Leo Tindemans) отправился в СССР с официальным визитом. В то время в отношениях между Востоком и Западом (заметно осложнившихся после вторжения войск стран Восточного договора в Прагу в 1968 г.) наметились временные подвижки, благодаря многосторонним переговорам по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые завершились подписанием Хельсинкских соглашений. Но 'осмотрительность - мать безопасности' (как говорил Лафонтен), все еще не сохранялась. И по одну, и по другую сторону железного занавеса.

Тридцать лет спустя Россия стала надежным партнером, и Запад может спокойно ездить к ней в гости. Несмотря на периодически возникающие дипломатические проблемы, которые отравляют отношения Москвы с Киевом и Варшавой, в этих двух столицах уже не боятся захватнических устремлений соседа, которые приняли столь тревожный оборот при Сталине. Доказательство тому - приглашение представить сокровища русского искусства на выставке 'Европалия'.

Как же не радоваться таким переменам? С середины XIX в. русские художники, мыслители и ученые начинают играть все более важную роль в мировой культуре. И неважно, жили они в ссылке или у себя на родине, при доживающем последние дни царском режиме или при еще менее долговечном коммунизме, - но они оставили свой отпечаток в умах людей. А для этого не существует границ. И теперь уже никто не отрицает, что подлинный гений избрал своей родиной эту негостеприимную к завоевателям, но щедрую к друзьям землю.

Сегодня непозволительно не придавать значения тому богатейшему вкладу в историю развития человечества, который внесли Достоевский и Толстой, Малевич и Кандинский, Прокофьев и Шостакович, и не только они. Но у благовоспитанного человека - в старинном смысле этого слова - зачастую еще не хватает любопытства, чтобы заглянуть в тот волшебный лес, который скрывается за этими 'столпами' литературы, живописи, музыки. Хочется верить, что проведение выставки 'Европалия-Россия' позволит ему заново открыть эту страну и изменить свою, обычно негативную, точку зрения на мир, который мы еще плохо знаем. К тому же, на наше восприятие наложила свой негативный отпечаток официальная пропаганда, сложившаяся во времена холодной войны.

Однако не стоит проявлять излишнего энтузиазма. Новое платье, которое примерили на себя российские политики, конечно, придало им некоторую внешнюю респектабельность и кредитоспособность, но это не означает, что демократизация страны идет семимильными шагами. Конечно, писателям, слава богу, больше не приходится публиковать свои произведения в самиздате, а композиторов уже не обвиняют в формализме. При всемогуществе деспотической власти искусство оставалось единственным способом выражения протеста. Сейчас до таких крайностей не доходит, но деспотизм власти еще тверд, говорить об его полном исчезновении еще рано. . .

На самом деле, глубоко укоренившиеся в народе традиции не могут вот так исчезнуть за один день, распасться на куски, как Берлинская стена. Чтобы в этом убедиться (если нужно), стоит прочитать (или перечитать) восхитительный рассказ маркиза де Кюстина об его путешествии в Россию (1), ведь многие его наблюдения верны до сих пор. Примеров тому множество: 'Если бы в России на 24 часа разрешили полную свободу слова, вы бы ужаснулись тому, что узнали. Угнетение невозможно без полного молчания'. Путин это хорошо понял. Нет, он не стал преследовать самые стойкие оппозиционные газеты, но лишь потому, что их тираж невелик. Это не оправдало бы позорящих его имя гонений. Зато телевизионные каналы, которые при Ельцине профессионально и без оглядки на власти информировали своего зрителя, в начале нового тысячелетия стали просто шелковыми. . .

А что же правосудие, которое мы считаем одним из основополагающих элементов демократии, как же оно функционирует в России? Один из собеседников Кюстина рассказал ему, что 'правда не может у нас выступить в твою защиту, как и Правосудие, если они мешают власти'. И в этом плане тоже ничего не изменилось, о чем свидетельствует невероятный процесс над Ходорковским, которого прошлым летом приговорили к 9 годам строгого режима за уклонение от уплаты налогов и мошенничество в особо крупных размерах.

В апелляции ему тоже отказали, а ведь олигарх собирался баллотироваться на следующих президентских выборах, а также в Думу на частичных выборах, назначенных на 4 декабря. Нет сомнения в том, что он расплачивается за свои политические амбиции: апелляционные суды в России отличаются медлительностью, но они успели высказаться по делу бывшего владельца нефтяного гиганта ЮКОС (по мнению некоторых, достигшего высшей степени ловкости в различных махинациях) до 19 октября, крайнего срока подачи кандидатур в избирательную комиссию. По закону его могли зарегистрировать, пока окончательный приговор не вступил в силу. . .

Владимир Путин избавился, таким образом, от возможного соперника, но одновременно провернул и еще несколько выгодных дел: ЮКОС разделили на части, а наибольшую выгоду от этого получило государство, скрывавшееся за вывеской 'Роснефть'. Эту компанию возглавляет заместитель главы Администрации Президента.

Кроме того, 28 сентября 'Газпром' заполучил 'Сибнефть' (заплатив 13 млрд. долларов), другую крупную нефтяную компанию, которую Роман Абрамович (благоразумно проводящий большую часть времени в Лондоне и на Лазурном берегу) приобрел в ходе приватизации 90-х гг. всего за . . . 100 млн. долларов! Но президент России всего лишь применяет, в более крупном масштабе, доктрину капиталистической демократии. Ее ревностным приверженцем является более близкий к нам Шарлеруа (город в Бельгии), а по ту сторону Атлантики ее проповедует республиканская партия (поскольку она сейчас находится у власти).

(1) В издательстве 'Actes Sud' вышли весной прошлого года все 36 писем и рассказ о России 1839 г. Предисловие к тексту сделала Элен Каррер д'Анкос (Helene Carrere d'Encausse), ценные примечания и послесловие - Михаил Парфенов

Мишель Ростен - автор романа 'Бессмертная' (2005 г.)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.