Советские граждане гордились своим образованием, с появлением же новой России все кардинально изменилось. По данным одного из российских СМИ, обнародованным 4 июля с.г., ЮНЕСКО поместило Россию в число 60 государств с отсталой системой образования. Данные, которыми располагает ЮНЕСКО, позволяют утверждать, что ежегодный объем взяток в российских вузах достиг 520 млн. долларов. Кандидатские и докторские степени, прежде бывшие признаком знаний и почета, теперь превратились в товар, ценность которого можно измерить деньгами.

Диссертации превратились в предмет торга

В России ученые степени начинают пользоваться все большей популярностью. Для многих людей, мечтающих подняться по карьерной лестнице и занять более солидное общественное положение, кандидатские и докторские степени стали своего рода 'золотым ключиком'. Это предопределило разложение научной среды, нашедшее свое проявление в торговле учеными степенями. Повсеместное появление дипломов кандидатов и докторов, полученных с помощью подлога документов, вызвало серьезную озабоченность в ученой среде. Подобное явление, по мнению ученых, способно нанести непоправимый урон российскому образованию и стать преградой для нормального развития научных исследований.

Еще 20 лет назад для того чтобы просто окончить институт необходимо было долго и упорно учиться, посещать библиотеки, участвовать в научных конференциях и выступать на них с докладами. Требования для соискателей кандидатских и докторских степеней были еще более жесткими - этим людям порой приходилось положить всю жизнь, чтобы достичь своей цели. Сегодня все изменилось. Вслед за развитием общества ученые степени начали привлекать людей, не связанных с научно-исследовательской деятельностью. Они стараются использовать любую возможность - минимизировать трудовые затраты и за деньги прикупить себе ученую степень. Именно так ученые степени и диссертации превратились в предмет торга.

Как отметил Вице-президент Российской академии наук В.Козлов, в последние годы количество аспирантов в российских вузах увеличилось вдвое, однако лишь 20% из них реально пошли в науку. В 1991 году в стране насчитывалось порядка 15,5 тыс. кандидатов наук, в 2003 году их число выросло до 25 тыс.

Президент Всероссийского фонда образования С.Комков отмечает: 'Я уверен, что половина этих кандидатов и докторов даже не притрагивались к ручке. Если можно торговать всякими лицензиями и разрешительными документами, то почему нельзя торговать учеными степенями и диссертациями? В этом и кроется причина того, почему в современной России кандидатов и докторов намного больше, чем их было в советские времена'.

Поддельная слава в руках с купленным дипломом становится объектом всеобщего преследования

По данным Высшей аттестационной комиссии, в последние годы резко увеличилось количество соискателей, желающих получить степень кандидатов и докторов экономических, педагогических и юридических наук. Это примерно 50% от всех аспирантов и докторантов и порядка 70% - защищающихся по гуманитарным дисциплинам. Именно эти три направления пользуются повышенной популярностью у покупателей ученых степеней.

По мнению специалистов, научные степени в основном приобретают чиновники, служащие фирм и бизнесмены. Для многих из них наличие кандидатской или докторской степени - важнейшее условие продвижения по служебной лестнице. Обладатели научных степеней или специальных навыков могут рассчитывать на дополнительное вознаграждение. Даже в государственных научно-исследовательских учреждениях степень кандидата и доктора наук сулит какие-то надбавки.

По мнению Директора Института экономики РАН Р.Гринберга, ученые степени выглядят весьма привлекательно, для людей из мира бизнеса и чиновников это одновременно и какая-то прибавка к доходам, но это не является определяющим фактором, главное - это желание за счет степеней усилить свое социальное положение, перед лицом своих коллег обозначить свое превосходство и успех. Именно в этом стоит искать причину повышенного интереса к кандидатским и докторским степеням.

Помимо прочего, наличие ученой степени позволяет молодым людям не служить в армии. Как отмечает Гринберг, получая кандидатскую степень, молодой человек сразу убивает двух зайцев: во-первых, он в одночасье из простого человека превращается в 'ученого', во-вторых - получает законные основания не идти в армию, так как на основании существующих законов, кандидатов наук в армию не призывают.

Выпускник 2007 года А.Ганонов рассказал автору статьи, что если после окончания института нет желания идти в армию, то надо либо откупаться от Военкомата, либо окольными путями заполучать ученую степень.

8 тыс. долларов за 'помощь' профессора в написании диссертации

Правда, что спрос рождает предложение. В современной России ученые степени превратились в открыто продаваемый товар. В Интернете размещена масса объявлений от частных лиц и фирм, предлагающих услуги по написанию диссертации по различным направлениям и специальностям. Например: 'Если у Вас недостаточно времени на поиск и сбор материалов, нет времени посещать библиотеку, некогда написать диссертацию... Как быть? Поручите решение этой проблемы нам - специалистам с 7-летнем стажем!'

По заверениям одного из сотрудников фирмы, предоставляющей подобные услуги, написание кандидатской диссертации обойдется в 6 тыс. долларов. Цена определяется сроком исполнения заказа. 'Если человек уже собрал все материалы, необходимые для написания диссертации, то на подготовку работы уйдет от 3 до 6 месяцев. Если требуется дополнительный поиск и сбор материалов, то срок подготовки работы может продлиться до 6-9 месяцев, а порой - до года'.

Что касается докторских диссертаций то, их цена не опускается ниже 8 тыс. долларов. Как пояснили в фирме, 'над докторскими диссертациями трудятся именитые ученые, некоторые из которых сотрудничают с фирмой с момента ее основания - около 7 лет. Кроме этого, у фирмы есть свои люди в архивах и библиотеках, что позволяет облегчить процесс поиска и сбора материалов'.

Помимо прочего, фирма гарантирует, что подготовленная таким образом диссертация попадет в антиплагиатную систему ВАК и будет передана на хранение в отдел диссертаций Российской государственной библиотеки.

Диссертационные советы способствуют подлогам

Процедуру 'подготовки' диссертации можно сделать еще более простой и экономичной. Просто следует отыскать какую-нибудь работу, которая уже прошла защиту, заменить имя автора, разбавить новыми источниками и литературой и 'новая' диссертация готова.

Подобный подход, по мнению Президента Всероссийского фонда образования С.Комкова, актуален для работ утративших свою актуальность и не имеющих оцифрованных версий. Таких работ очень много, практически по каждой научной дисциплине. Дорабатываются в основном диссертации советского периода - просто надо удалить так называемые пережитки советского прошлого и диссертация готова. Расценки на такие работы невысокие и колеблются от 1,5 до 2 тыс. долларов. Несмотря ни на что, при подаче таких диссертаций на защиту сохраняется высокая степень риска и только лишь в случае, если члены диссертационного совета 'не захотят' обнаружить подлог, защита пройдет успешно.

Одной из причин, по которой члены диссертационного совета с легкостью пропускают такие диссертации, является то обстоятельство, что для вузов очень важно количество кандидатов и докторов, защитившихся в их диссертационном совете. Чем больше выпускников, тем серьезнее вуз и диссертационный совет. Если совет не будет 'закрывать глаза' на подлоги, это неминуемо приведет к сокращению количества людей, получивших в нем степени, а это в самом крайнем случае чревато закрытием всего учебного заведения.

По мнению С.Комкова, вузы во время оформления лицензий и аккредитаций направляют в Минобразование списки своих сотрудников с указанием их имен, должностей и ученых степеней. Чем больше вуз выпустил кандидатов и докторов наук, тем меньше требуется времени на получение новой лицензии и аккредитации. Поэтому даже если появится аспирант или докторант с явно низким уровнем знаний, члены диссертационного совета будут стараться оказать ему максимальную поддержку и помощь.

Подобная ситуация, конечно, вряд ли может иметь место в уважаемых вузах, дорожащих своей репутацией и именем, это обычно практикуется в каких-нибудь региональных учебных заведениях. Так, к примеру, около 50% всех дипломов кандидатов и докторов наук в Республике Татарстан и Башкирии получены с помощью подлога документов.

Сейчас в вузах России функционируют более 3 тыс. диссертационных советов. ВАК не в состоянии отследить работу каждого из них, что дает им возможность превратить работу по рецензированию подаваемых работ в источник получения дополнительных доходов. В течение последних нескольких лет ВАК провел несколько проверок, по итогам которых около 25% вузов лишились права проводить у себя защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Упадок образования тормозит развитие науки и преподавания

Российские власти не отрицают факта существования рынка по продаже ученых степеней. Сотрудник департамента по надзору за образованием Минобразования Ф.Строжанов (фамилия может быть искажена - прим. переводчика) поясняет: 'Этой зимой мы планируем приступить к реализации комплексных мер по выявлению разного рода недочетов, встречающихся в ходе подготовки и защиты диссертаций. Понимаем, что довести эту работу до конца будет чрезвычайно сложно. Как говорят работники Российской государственной библиотеки, оцифровке подлежат диссертации начиная с 2004 года, но на сегодняшний день из 800 тыс. томов оцифровано лишь 115 тыс.'.

Упадок российского высшего образования вызвал серьезное беспокойство у специалистов. Подобное явление они поспешили сравнить с 'миной замедленного действия'. По мнению С.Комкова, российское высшее образование достаточно быстро обесценивается, торговля степенями и диссертациями очерняет славу российской науки и российских ученых. По его опасениям, вполне возможно, что некоторые честные и уважаемые вузы западной части России когда-нибудь и вовсе прекратят свое существование.

Проблема заключается еще и в том, что эти псевдо-доктора ставят под удар всю систему высшего образования. Сложно представить, как эти ученые, диссертации которых были написаны другими людьми, будут обучать студентов, как эти 'профессора' с чужими диссертациями будут заниматься научными исследованиями. Без преувеличения можно сказать, что все это самым серьезным образом повлияет на развитие российской науки и образования.

Приказы о зачислении в вузы покупаются за деньги

В целях недопущения стремлений некоторых вузов занижать оценки абитуриентов на вступительных экзаменах и получать на этом взятки, предотвращения развала российского высшего образования 2 февраля Государственная Дума приняла закон, призванный реформировать систему набора студентов в вузы страны. Предполагается заменить субъективные устные и письменные экзамены, которые практикуются сейчас в высшей школе, на объективные экзамены тестового плана. Это говорит о том, что впредь ответы на экзаменационные вопросы будут иметь лишь один верный ответ. Результаты экзаменов будет подсчитываться автоматически с помощью компьютера, и никто не сможет повлиять на процесс выведения оценок. Это избавит абитуриентов от необходимости давать взятки, чтобы получить нужный проходной балл. Как было сказано в Госдуме, закон после прохождения необходимых процедур вступит в силу в 2009 году.

По заявлениям специалистов, работающих в системе образования и надзора за образованием, экзаменаторы не гнушаются продажей абитуриентам и родителям мест в вузах. Подобное явления приобретает угрожающий характер. По сведениям пресс-службы ОБЭП УВД по г. Москве, за последние пять лет было возбуждено порядка 30 дел о получении взяток членами приемных комиссий вузов. Кроме этого, в Москве ежегодно за получение взяток задерживается по 30-40 вузовских преподавателей.

Несмотря на то, что закон о реформировании системы набора в вузы был одобрен и поддержан, в правоохранительных органах считают, что ему не под силу решить все проблемы вузовского образования в России. Этого можно добиться лишь реформированием всей системы высшего образования, увеличением зарплат педагогам и укреплением их морального духа. При этом ключевыми факторами, способным приостановить развал высшего образования, будут оставаться вопросы финансирования образования и повышения зарплат учителям.

По некоторым данным, 29 мая за несколько дней до начала ЕГЭ в Ленинградской области было возбуждено дело о незаконном распространении ответов ЕГЭ. По заявлению абитуриентов, по электронной почте они получили рассылку, в которой отправитель предлагал приобрести у него за 23 доллара ответы на экзаменационные вопросы. После того, как о происшествии стало известно в Министерстве образования, оно выступило с заявлением, в котором предостерегло учеников от обмана, а случившееся квалифицировало как мошенничество. Тем не менее, за 10 часов до экзаменов ответы на экзаменационные вопросы были выложены в Интернете. Проверки установили, что это были вопросы и ответы единого госэкзамена 2007 года. Новость всколыхнула общественность. Но чиновники из Минобразования заявили, что ответы появились в Интернете за 10 часов до начала экзаменов и у абитуриентов практически не было времени как-то их проработать, исходя из чего было принято решение признать ЕГЭ состоявшимся. В ходе разбирательств, проводимых Минобразованием, было установлено, что ответы в сети разместил один ученик. Теперь выясняется, как у ученика появились ответы на вопросы, результаты же его экзаменов пока аннулированы.

Такой способ решения проблем вызвал бурю негодования в студенческой среде. Некоторые студенты направили Президенту Путину открытое письмо с требованием вмешаться в процесс разбирательства по данному делу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.